Часть III |
Население России (8 часов)
Цель: -создание условий для получения учащимися знаний о населении страны, получение представлений о численности населения, его национальном, религиозном и половозрастном составе, а так же демографической ситуации в стране, ее оценка; бучение навыкам работы по картам «Население России» |
№ п/п |
Система уроков |
Дата |
Содержание темы
Базовая программа, |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
Содержание
учебно-познавательной
деятельности |
Информационно методическое обеспечение |
46. |
Тема:
Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Естественный прирост
Домашнее
задание:
§38 стр.183-188,
вопр. к параграфу:
Творческое домашнее задание
решение задач
задания 1, 2 стр. 188
Тип урока
Слайд-лекция +практикум |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
естественный прирост,
демографический кризис,
воспроизводство,
механический прирост.
Объекты:
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения.
Численность населения. Два типа воспроизводства. Демографические проблемы, без которых не обходится практически ни одна страна мира и демографическая политика государства на увеличение рождаемости. |
Репродуктивный
Называют причины демографического спада. Признаки понятий «естественный прирост», демографический кризис, воспроизводство, механический прирост.
Продуктивный
Оценивают: темпы роста народонаселения страны, ее отдельных регионов.
Объясняют: различия в естественном приросте населения.
Творческий
Прогнозируют темпы роста (снижения) населения России в целом и отдельных ее регионов.
* - ¦ ? |
Вводная беседа
Анализ таблиц
Работа и построение схем
Анализ таблицы
Демографическая политика государства на увеличение рождаемости. |
Карта России
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География. Население России.
таблица стр. 261
таблица 13 «Население России» стр. 183,
таблица 14 «Потери населения России в XXв.» стр. 184
таблица 15 «Изменение численности населения России» стр. 185
схема рис.62 стр.187
таблица 16 «Прогноз изменения численности населения России» стр. 188
Сообщения учащихся |
47. |
Тема:
Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида
Домашнее
задание:
§39 стр.188-191,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Изучение нового материала
Слайд-лекция |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
средняя продолжительность жизни,
половозрастная пирамида.
Объекты:
состав (структура) населения: половой, возрастной состав населения,
половозрастная пирамида населения России.
|
Репродуктивный
Называют: признаки понятий «средняя продолжительность жизни»,
«половозрастная пирамида».
Называют: причины низкой продолжительности жизни в стране.
Продуктивный
Объясняют:существенные причины низкой продолжительности жизни.
Сравнивают отдельные регионы страны по уровню продолжительности жизни. Выделяют районы с самой высокой и низкой продолжительностью жизни
Анализ половозрастной пирамиды.
Творческий
Аргументируют свою точку зрения
об демографических изменениях в стране.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Составление столбчатой диаграммы
Составление ранжированного ряда уровня продолжительности жизни по регионам России.
Анализ рисунка
Демографическая политика государства направленная на увеличение продолжительности жизни в стране.
|
Карта России
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География.
Население России.
диаграмма
«Россия и ведущие страны мира по продолжительности жизни»
по таблице 17 стр. 190
печатный материал
стр. 191
рис.63 «Половозрастная пирамида населения России».
Сообщения учащихся |
48. |
Тема:
Этнический, языковый и религиозный состав населения
Домашнее
задание:
§40 стр. 191-198,
вопр. к параграфу;
Творческое домашнее задание
Исследование: «Национальный состав моего класса»
Тип урока
Изучение нового материала
Слайд-лекция |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
этнос,
конфессия,
депортация,
реэмиграция,
семито-хамитская.
Объекты:
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Этнический и религиозный состав населения. Крупные и малые этносы. Языковой состав населения. Этнополитические и религиозные конфликты.
Современный демографический кризис, его причины и последствия. |
Репродуктивный
Называют (показывают): наиболее крупные народы и языковые семьи, наиболее распространенные языки, религии. Показывать на карте регионы религиозных конфликтов в России. Районы проживания крупных народов по карте «Народы России».
Продуктивный
Описывают: особенности быта и религий отдельных народов.
Объясняют: причины депортации населения.
Объясняют: роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.
Объясняют: причины наибольшего распространения русского языка.
А так же наиболее распространенные народы, языки, религии на территории России, объяснить причину такого распространения.
Творческий
Прогнозируют изменения в географии размещения народов и религий России.
Анализируют «Административную карту», «Народы РФ », анализируют стат. данные.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Анализ схемы
Составление столбчатой диаграммы
Вопрос к заданию
Анализ рисунка
Анализ карты
Составление таблицы
Исследование: «Национальный состав моего класса»
Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания. |
Карта «Население России»
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География. Население России.
схема «Этнический состав России» стр. 192
(работа в тетради)
диаграмма «Языковой состав населения России» стр. 194, таблица стр. 264
вопрос 1 стр. 198
рис.64 «Депортация народов СССР» стр. 190
карты атласа, учебника стр. 196-197
составить таблицу «Религиозный состав России» по тексту учебника стр. 195
Сообщения учащихся |
49. |
Тема:
Городское и сельское население. Особенности урбанизации.
Размещение населения России
Домашнее
задание:
§41,42 стр. 198-207,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Объяснение нового материала.
Работа парами |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
город,
урбанизация,
агломерация,
сельское поселение,
мегалополис,
зоны расселения,
плотность населения,
расселение.
Объекты:
Городское население страны. Города. Процесс урбанизации. Проблемы, связанные с урбанизацией. Крупнейшие мегалополисы России. Экологические проблемы больших городов.
Сельское население Особенности сельского расселения и его типы.
Размещение населения по территории России. природные условия. Факторы, влияющие на размещение населения. Основные зоны расселения.
Размещение населения на планете: большие контрасты. |
Репродуктивный
Называют и показывают по карте города России: миллионеры, крупнейшие, столицы республик, а так же мегалополисы страны.
Называют типы сельских поселений. Факторы, влияющие на размещение населения.
Показывают по карте основные зоны расселения.
Продуктивный
Объясняют: уровень урбанизации отдельных территорий, возникновение крупнейших агломераций. Образование и развитие разных форм городского и сельского населения.
Оценивают: изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
Объясняют географические причины, влияющие на расселение населения по территории России.
Плотность населения. Причины неравномерного расселения.
Творческий
Прогнозируют появление и формирование новых агломераций и мегалополисов.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Опорная схема
Работа с картой
Анализ таблицы
Вопрос к заданию
Анализ карты
Составление таблицы
Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания. |
Карта «Население России»
схема «Города России по численности населения» стр. 199
(работа в тетради)
рис. 67 стр. 206
таблица 18 стр. 190
«Крупнейшие городские агломерации России».
вопрос 2 стр. 203 таблица 19
карт учебника, рис. 66 «Плотность населения» стр. 204
составление таблицы «Факторы, влияющие на заселенность территории России» по тексту учебника стр. 195 |
50. |
Тема:
Миграции населения России. Виды миграций
Домашнее
задание:
§43 стр. 207-214,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Дискуссия |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
миграция,
эмиграция,
депортация,
иммиграция,
беженец,
внутренний переселенец,
миграционный прирост.
«утечка умов».
Объекты:
Миграции населения и причины, их вызывающие.
Внутренние и внешние миграции.
Принудительные и вынужденные миграции.
Реэмиграция.
Основные миграционные потоки. |
Репродуктивный
Называют виды миграций,миграционные процессы на примере отдельных регионов страны, причины миграций и реэмиграции.
Продуктивный
Объясняют: направления миграций, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере Российской Федерации.
Объясняют: направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных регионов, миграционный прирост.
Дают оценку причин роста «утечки умов» за 90-е годы XX века и настоящего времени.
Творческий
Прогнозируютвнутренние миграционные процессы, связанные с экономическим развитием страны (освоение шельфовой зоны Российского Севера)
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Опорная схема
Работа с картой
Анализ схемы
Вопрос к заданию
Анализ диаграммы
Вопросы для обсуждения
Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания. |
Карта «Население России»
таблица стр. 264
схема «Виды миграций» стр. 207
(работа в тетради)
рис.67 стр. 210
«Основные миграционные потоки»
схема рис.69 стр. 211
«Структура миграционных потоков в России»
вопрос 2 стр. 213
диаграмма рис. 70
стр. 213 «Эмиграция из России в 1990-1998 годах»
вопрос 3, 4, 5, 6, 7 стр. 213-214
|
51. |
Тема:
Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы. (Рынок труда)
Домашнее
задание:
§41 стр. 198-203,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
экономически активное население,
трудовые ресурсы,
трудоспособное население,
рынок труда,
безработица,
дефицит работников.
Объекты:
оценка экономически активного населения; параметры оценки экономически активного населения (динамика численности, структура занятости, уровень безработицы и др.);
особенности размещения
экономически активного
населения по территории
страны. Неравномерность в обеспечении ЭАН различных территорий страны.
Нехватка трудовых ресурсов. Причины нехватки ТР. |
Репродуктивный
Называют признаки понятий: «экономически активное население»,
«трудовые ресурсы».
Показывают по карте регионы с высокой плотностью населения.
Продуктивный
Рассчитывают показатель уровня безработицы; характеризуют
экономическую роль
и функции городов как «полюсов роста».
Дают оценку трудовым ресурсам России, их распределению по территории страны.
Объясняют причины дефицита трудовых ресурсов в стране.
Творческий
Анализируют структуру занятости и размещение экономически активного населения по регионам России; делают выводы на основе сопоставления структуры занятости в России и зарубежных странах.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Работа с таблицей
Работа с картой
Анализ таблицы
Вопрос к заданию
Анализ таблицы
Вопросы для обсуждения
Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания. |
Карта «Население России»
таблица 20 стр. 214
«Распределение жителей по возрастным группам»
рис.71 стр. 216 «Уровень безработицы»
таблица 21 стр. 217
«Доля безработных в % от ЭАН»
вопрос 2 стр. 213
таблица 22 стр. 217 «Естественный прирост на 100 чел. населения в 2002 г.»
вопрос 1, 2, 3, 4, 5, стр. 218
|
52. |
Обобщающее повторение.
Компьютерное тестирование |
|
|
|
|
Вопросы для повторения
стр. 218.
Тестирование |