Тематическое планирование курса географии для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Природа. Население. Хозяйство»: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (8)

Часть III

Население России (8 часов)
Цель: -создание условий для получения учащимися знаний о населении страны, получение представлений о численности населения, его национальном, религиозном и половозрастном составе, а так же демографической ситуации в стране, ее оценка; бучение навыкам работы по картам «Население России»

№ п/п

Система уроков

Дата

Содержание темы
Базовая программа,

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий)

Содержание
учебно-познавательной
деятельности

Информационно методическое обеспечение

46.

Тема:
Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Естественный прирост

Домашнее
задание:
§38 стр.183-188,
вопр. к параграфу:

Творческое домашнее задание
решение задач
задания 1, 2 стр. 188

Тип урока
Слайд-лекция +практикум

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
естественный прирост,
демографический кризис,
воспроизводство,
механический прирост.

Объекты:
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Основные объекты изучения.
Численность населения. Два типа воспроизводства. Демографические проблемы, без которых не обходится практически ни одна страна мира и демографическая политика государства на увеличение рождаемости.

Репродуктивный
Называют причины демографического спада. Признаки понятий «естественный прирост», демографический кризис, воспроизводство, механический прирост.

Продуктивный
Оценивают: темпы роста народонаселения страны, ее отдельных регионов.
Объясняют:  различия в естественном приросте населения.

 

 

 

 

 

Творческий
Прогнозируют темпы роста (снижения) населения России в целом и отдельных ее регионов.

* - ¦ ?

Вводная беседа

 

 

 

Анализ таблиц

 

 

 

 

Работа и построение схем

Анализ таблицы

 

Демографическая политика государства на увеличение рождаемости.

Карта России
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География. Население России.

таблица стр. 261
таблица 13 «Население России» стр. 183,
таблица 14 «Потери населения России в XXв.» стр. 184
таблица 15 «Изменение численности населения России» стр. 185

схема рис.62 стр.187

 

таблица 16 «Прогноз изменения численности населения России» стр. 188

Сообщения учащихся

47.

Тема:
Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида

Домашнее
задание:
§39 стр.188-191,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Изучение нового материала
Слайд-лекция

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
средняя продолжительность жизни,
половозрастная пирамида.

Объекты:
состав (структура) населения: половой, возрастной состав населения,
половозрастная пирамида населения России.

 

Репродуктивный
Называют:  признаки понятий «средняя продолжительность жизни»,
«половозрастная пирамида».
Называют: причины низкой продолжительности жизни в стране.

Продуктивный
Объясняют:существенные причины низкой продолжительности жизни.

 

 

Сравнивают отдельные регионы страны по уровню продолжительности жизни. Выделяют районы с самой высокой и низкой продолжительностью жизни

Анализ половозрастной пирамиды.

 

Творческий
Аргументируют свою точку зрения
об демографических изменениях в стране.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

 

 

 

Составление столбчатой диаграммы

 

 

 

Составление ранжированного ряда уровня продолжительности жизни по регионам России.

 

Анализ рисунка

 

Демографическая политика государства направленная на увеличение продолжительности жизни в стране.

 

Карта России
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География.
Население России.

 

диаграмма
«Россия и ведущие страны мира по продолжительности жизни»
по таблице 17 стр. 190

 

печатный материал
стр. 191

 

 

рис.63 «Половозрастная пирамида населения России».

 

Сообщения учащихся

48.

Тема:
Этнический, языковый и религиозный состав населения

Домашнее
задание:
§40 стр. 191-198,
вопр. к параграфу;
Творческое домашнее задание
Исследование: «Национальный состав моего класса»

Тип урока
Изучение нового материала
Слайд-лекция

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
этнос,
конфессия,
депортация,
реэмиграция,
семито-хамитская.

Объекты:
Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Этнический и религиозный состав населения. Крупные и малые этносы. Языковой состав населения. Этнополитические и религиозные конфликты.
Современный демографический кризис, его причины и последствия.

Репродуктивный
Называют (показывают): наиболее крупные народы и языковые семьи, наиболее распространенные языки, религии. Показывать на карте регионы религиозных конфликтов в России. Районы проживания крупных народов по карте «Народы России».

 

Продуктивный
Описывают: особенности быта и религий отдельных народов.
Объясняют: причины депортации населения.
Объясняют: роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.
Объясняют: причины наибольшего распространения русского языка.
А так же наиболее распространенные народы, языки, религии на территории России, объяснить причину такого распространения.

Творческий
Прогнозируют изменения в географии размещения народов и религий России.
Анализируют «Административную карту», «Народы РФ », анализируют стат. данные.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

 

 

Анализ схемы

 

Составление столбчатой диаграммы

 

Вопрос к заданию

Анализ рисунка

 

Анализ карты

 

 

Составление таблицы

 

 

Исследование: «Национальный состав моего класса»
Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания.

Карта «Население России»
Презентация «Население России»
www//lyceum8.ru Дистанционный урок География. Население России.
схема «Этнический состав России» стр. 192
(работа в тетради)

диаграмма «Языковой состав населения России» стр. 194, таблица стр. 264

вопрос 1 стр. 198

рис.64 «Депортация народов СССР» стр. 190

карты атласа, учебника стр. 196-197

 

составить таблицу «Религиозный состав России» по тексту учебника стр. 195

Сообщения учащихся

49.

Тема:
Городское и сельское население. Особенности урбанизации.
Размещение населения России

Домашнее
задание:
§41,42 стр. 198-207,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Объяснение нового материала.
Работа парами

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
город,
урбанизация,
агломерация,
сельское поселение,
мегалополис,
зоны расселения,
плотность населения,
расселение.

Объекты:
Городское население страны. Города. Процесс урбанизации. Проблемы, связанные с урбанизацией. Крупнейшие мегалополисы России. Экологические проблемы больших городов.
Сельское население Особенности сельского расселения и его типы.
Размещение населения по территории России. природные условия. Факторы, влияющие на размещение населения. Основные зоны расселения.
Размещение населения на планете: большие контрасты.

Репродуктивный
Называют и показывают по карте города России: миллионеры, крупнейшие, столицы республик, а так же мегалополисы страны.
Называют типы сельских поселений. Факторы, влияющие на размещение населения.
Показывают по карте основные зоны расселения.

Продуктивный
Объясняют: уровень урбанизации отдельных территорий, возникновение крупнейших агломераций. Образование и развитие разных форм городского и сельского населения.
Оценивают: изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
Объясняют географические причины, влияющие на расселение населения по территории России.
Плотность населения. Причины неравномерного расселения.

 

Творческий
Прогнозируют появление и формирование новых агломераций и мегалополисов.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Опорная схема

 

 

Работа с картой

 

Анализ таблицы

 

 

 

Вопрос к заданию

 

Анализ карты

 

 

Составление таблицы

 

 

Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания.

Карта «Население России»

схема «Города России по численности населения» стр. 199
(работа в тетради)

рис. 67 стр. 206

 

таблица 18 стр. 190
«Крупнейшие городские агломерации России».

 

 

вопрос 2 стр. 203 таблица 19

карт учебника, рис. 66 «Плотность населения» стр. 204

 

составление таблицы «Факторы, влияющие на заселенность территории России» по тексту учебника стр. 195

50.

Тема:
Миграции населения России. Виды миграций

Домашнее
задание:
§43 стр. 207-214,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Дискуссия

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
миграция,
эмиграция,
депортация,
иммиграция,
беженец,
внутренний переселенец,
миграционный прирост.
«утечка умов».

Объекты:
Миграции населения и причины, их вызывающие.
Внутренние и внешние миграции.
Принудительные и вынужденные миграции.
Реэмиграция.
Основные миграционные потоки.

Репродуктивный
Называют виды миграций,миграционные процессы на примере отдельных регионов страны, причины миграций и реэмиграции.

 

Продуктивный
Объясняют: направления миграций, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере Российской Федерации.
Объясняют: направление миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных регионов, миграционный прирост.
Дают оценку причин роста «утечки умов» за 90-е годы XX века и настоящего времени.

 

Творческий
Прогнозируютвнутренние миграционные процессы, связанные с экономическим развитием страны (освоение шельфовой зоны Российского Севера)

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Опорная схема

 

 

Работа с картой

 

 

Анализ схемы

 

Вопрос к заданию

 

Анализ диаграммы

 

 

Вопросы для обсуждения

Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания.

Карта «Население России»
таблица стр. 264
схема «Виды миграций» стр. 207
(работа в тетради)

 

рис.67 стр. 210
«Основные миграционные потоки»

 

схема рис.69 стр. 211
«Структура миграционных потоков в России»

вопрос 2 стр. 213

 

диаграмма рис. 70
стр. 213 «Эмиграция из России в 1990-1998 годах»

вопрос 3, 4, 5, 6, 7 стр. 213-214

 

51.

Тема:
Люди и труд. Экономически активное население, трудовые ресурсы. (Рынок труда)

Домашнее
задание:
§41 стр. 198-203,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Объяснение нового материала

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
экономически активное население,
трудовые ресурсы,
трудоспособное население,
рынок труда,
безработица,
дефицит работников.

Объекты:
оценка экономически активного населения; параметры оценки экономически активного населения (динамика численности, структура занятости, уровень безработицы и др.);
особенности размещения
экономически активного
населения по территории
страны. Неравномерность в обеспечении ЭАН различных территорий страны.
Нехватка трудовых ресурсов. Причины нехватки ТР.

Репродуктивный
Называют признаки понятий: «экономически активное население»,
«трудовые ресурсы».
Показывают по карте регионы с высокой плотностью населения.

 

Продуктивный
Рассчитывают показатель уровня безработицы; характеризуют
экономическую роль
и функции городов как «полюсов роста».
Дают оценку трудовым ресурсам России, их распределению по территории страны.
Объясняют причины дефицита трудовых ресурсов в стране.

 

Творческий
Анализируют структуру занятости и размещение экономически активного населения по регионам России; делают выводы на основе сопоставления структуры занятости в России и зарубежных странах.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Работа с таблицей

 

 

Работа с картой

 

Анализ таблицы

 

Вопрос к заданию

Анализ таблицы

 

Вопросы для обсуждения

 

Поиск и анализ
информации для выполнения творческого задания.

Карта «Население России»

таблица 20 стр. 214
«Распределение жителей по возрастным группам»

 

рис.71 стр. 216 «Уровень безработицы»

таблица 21 стр. 217
«Доля безработных в % от ЭАН»
вопрос 2 стр. 213

таблица 22 стр. 217 «Естественный прирост на 100 чел. населения в 2002 г.»
вопрос 1, 2, 3, 4, 5, стр. 218

 

52.

Обобщающее повторение.
Компьютерное тестирование

 

 

 

 

Вопросы для повторения
стр. 218.
Тестирование