Природное районирование. Природные зоны (8 часов)
Цель: закрепить понятие «природная зона»; продолжение формирования навыков работы по карте; обучение работать по плану описания природных зон и природных комплексов. |
№ п/п |
Система уроков |
Дата |
Содержание темы
Базовая программа, |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
Содержание
учебно-познавательной
деятельности |
Информационно методическое обеспечение |
38. |
Тема:
Природные комплексы. Моря как крупные ПК
Домашнее
задание:
§31 стр.147-153,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
ландшафтоведение,
фация,
географическая оболочка,
ПТК,
Л.С. Берг,
антропогенные факторы.
Объекты:
природные зоны и крупные природные районы,
формирование природных комплексов,
моря как крупные ПК |
Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «природно-территориальный комплекс», приводить примеры ПТК и взаимосвязей природных компонентов в ПК.
Продуктивный
Объясняют: разнообразие природы и природных комплексов на территории страны (на суше и на море).
Характеризуют: природные комплексы на территории страны (на суше и на море).
Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении ПЗ под влиянием человека.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Составление логической цепочки
Анализ карты, ответы на вопрос
Чертёж
Работа с таблицами
Характеристика ПК моря
План характеристики
Составление схемы |
Карта растительного и животного мира России
«Взаимосвязь природных компонентов ПК»
рис. 54 стр. 148 «Физико-географические регионы России», вопрос стр. 149
«ПТК России»
приложение 2 стр. 258-259
рис. 55 стр. 150 «Азовское море»
задание 4 стр. 153
рис. 56 «Виды антропогенных ПК» стр. 152 |
39. |
Тема:
Природно-хозяйственные зоны России
Домашнее
задание:
§32 стр.153-157,
вопр. к параграфу;
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
природная зональность
природопользование,
А. Гумбольдт.
Объекты:
природная зональность - географическая закономерность,
зональность – всеобщий закон природы,
природно-хозяйственные зоны,
роль В.В. Докучаева и Л.С. Бергера в создании учения о ПЗ. |
Репродуктивный
Называют (показывают): по карте природные зоны России и мира.
Продуктивный
Оценивают: изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
Объясняют: существенные общие черты, формирующие природные зоны.
* - ? |
Вводная беседа
Работа по карте, ответы на вопрос
Составление схемы
Характеристика рисунка |
Карта природных зон России
рис. 57 стр.154 «Природные зоны мира и России», вопрос 154
схема стр. 154-155 «Смена природных зон России»
рис. 58 «Потенциальная продуктивность природных зон» стр. 156 |
40. |
Тема:
Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра
Домашнее
задание:
§33 стр.157-162
вопросы: к параграфу стр. 162
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
многолетняя мерзлота.
Объекты:
арктические пустыни, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
тундра и лесотундра, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
основные виды природопользования на северных территориях. |
Репродуктивный
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира северных ПЗ.
Продуктивный
Определяют: по тематическим картам особенности ПЗ севера.
Характеризовать значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО).
Объясняют: причины зонального и азонального расположения ландшафтов в пределах севера.
* - ? |
Беседа
Работа над схемой
Поиск ответа на вопрос
Проблемный вопрос |
Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
рис.59 схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры» стр.160
вопрос стр. 161 «Каковы основные виды природопользования на севере страны?»
вопрос «Каково значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО)» |
41. |
Тема:
Лесные зоны России
Домашнее
задание:
§34 стр.162-166
вопросы: к параграфу стр. 166
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
биомасса,
лиственница.
Объекты:
леса России, их разнообразие,
географическое положение лесов, их размещение в двух природных зонах,
разнообразие таежной зоны, ее протяженность по территории России,
смешанные и широколиственные леса, их размещение по территории страны. |
Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «широтная зональность»
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира лесов.
Продуктивный
Объясняют: необходимость охраны лесных богатств.
Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении леса под влиянием человека.
¦ * ? - |
Вводная беседа
Анализ карты атласа
Составление каркасной схемы
Поиск ответа на вопрос
Занимательное задание
Проблемный вопрос |
Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Лесные территории страны»
схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне лесов»
вопрос 2 стр. 166
задание 4 стр. 166
вопрос «Использование лесных ресурсов»
|
42. |
Тема:
Зоны степей, полупустынь и пустынь
Домашнее
задание:
§35 стр.166-170
вопросы: к параграфу;
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
переходная зона.
Объекты:
лесостепи, степи, пустыни и полупустыни, их география
изменение степной зоны под влиянием хозяйственной деятельности человека. |
Репродуктивный
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира степей.
Творческий
Прогнозируют: дальнейшее изменение степей под влиянием хозяйственной деятельности человека.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Анализ карты атласа
Составление каркасной схемы
Проблемный вопрос
Вопросы и задания |
Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Природные зоны России»
схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»
вопрос «Как выглядела степь до начала ее освоения»?
вопросы 1-4 стр. 170 |
43. |
Тема:
Высотная поясность
Домашнее
задание:
§36 стр.170-173
вопросы: к параграфу;
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
высотная поясность.
Объекты:
высотная поясность,
влияние гор на другие компоненты природы,
зависимость ПК от рельефа и высоты места,
жизнь в горах |
Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «высотная поясность».
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира горных районов.
Продуктивный
Объясняют: смену природных зон в горах.
Творческий
Прогнозируют: развитие рекреационных возможностей в горах.
* - ? ¦ |
Вводная беседа
Поиск ответа на вопрос сопоставления
Вопрос к анализу
Анализ рисунка-схемы
Вопросы и задания
Проблемный вопрос |
Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
вопрос стр.171, таблица стр.260
вопрос стр. 171
схема-рисунок 60 «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»
вопросы 1-7 стр. 173
«Как можно использовать и развивать горно-рекреационные регионы страны»
|
44. |
Тема:
Особо охраняемые природные территории
Домашнее
задание:
§37 стр.173-179
вопросы: к параграфу;
Тип урока
Комбинированный |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
заповедники,
национальные парки,
акватория.
Объекты:
особо охраняемые природные территории,
размещение особо охраняемых природных территорий по России,
природные объекты, являющиеся памятниками под охраной ЮНЕСКО. |
Репродуктивный
Называют (показывают): особо охраняемые природные территории по России. Знать наиболее значимые заповедники страны.
Продуктивный
Объясняют: необходимость охраны заповедных зон.
Творческий
Аргументируют свою точку зрения о внесении в перечень памятников под охраной ЮНЕСКО дополнительных природных объектов на территории России.
¦ * ? -
|
Вводная беседа
Анализ таблицы
Презентации учащихся
(стендовые)
Проблемный вопрос |
Карта «»Заповедники и национальные парки России» стр. 174 (учебник)
презентация «Природные объекты, являющиеся памятниками под охраной ЮНЕСКО».
таблица 12 стр.176
«Заповедники России»
«Какие дополнительные природные объекты на территории России можно внесении в перечень памятников под охраной ЮНЕСКО» |
45. |
Итоговый урок по теме «Природные зоны России»
Тип урока:
Контрольная
работа |
|
|
* - ? |
|
Итоговые задания по теме стр.179-180 |