Тематическое планирование курса географии для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Природа. Население. Хозяйство»: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (7)

Природное районирование. Природные зоны (8 часов)
Цель: закрепить понятие «природная зона»; продолжение формирования навыков работы по карте; обучение работать по плану описания природных зон и природных комплексов.

№ п/п

Система уроков

Дата

Содержание темы
Базовая программа,

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий)

Содержание
учебно-познавательной
деятельности

Информационно методическое обеспечение

38.

Тема:
Природные комплексы. Моря как крупные ПК

Домашнее
задание:
§31 стр.147-153,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Изучение нового материала

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
ландшафтоведение,
фация,
географическая оболочка,
ПТК,
Л.С. Берг,
антропогенные факторы.

Объекты:
природные зоны и крупные природные районы,
формирование природных комплексов,
моря как крупные ПК

Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «природно-территориальный комплекс», приводить примеры ПТК и взаимосвязей природных компонентов в ПК.

Продуктивный
Объясняют: разнообразие природы и природных комплексов на территории страны (на суше и на море).
Характеризуют: природные комплексы на территории страны (на суше и на море).

Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении ПЗ под влиянием человека.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Составление логической цепочки

Анализ карты, ответы на вопрос

 

Чертёж

Работа с таблицами

Характеристика ПК моря

План характеристики
Составление схемы

Карта растительного и животного мира России

«Взаимосвязь природных компонентов ПК»

рис. 54 стр. 148 «Физико-географические регионы России», вопрос стр. 149

«ПТК России»

приложение 2 стр. 258-259
рис. 55 стр. 150 «Азовское море»

задание 4 стр. 153
рис. 56 «Виды антропогенных ПК» стр. 152

39.

Тема:
Природно-хозяйственные зоны России

Домашнее
задание:
§32 стр.153-157,
вопр. к параграфу;

Тип урока
Изучение нового материала

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
природная зональность
природопользование,
А. Гумбольдт.

Объекты:
природная зональность - географическая закономерность,
зональность – всеобщий закон природы,
природно-хозяйственные зоны,
роль В.В. Докучаева и Л.С. Бергера в создании учения о ПЗ.

Репродуктивный
Называют (показывают): по карте природные зоны России и мира.

Продуктивный
Оценивают: изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.
Объясняют: существенные общие черты, формирующие природные зоны.
* - ?

Вводная беседа

Работа по карте, ответы на вопрос

 

Составление схемы

 

Характеристика рисунка

Карта природных зон России
рис. 57 стр.154 «Природные зоны мира и России», вопрос 154

схема стр. 154-155 «Смена природных зон России»
рис. 58 «Потенциальная продуктивность природных зон» стр. 156

40.

Тема:
Арктическая зона пустынь. Тундра. Лесотундра

Домашнее
задание:
§33 стр.157-162
вопросы: к параграфу стр. 162

Тип урока
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
многолетняя мерзлота.

Объекты:
арктические пустыни, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
тундра и лесотундра, их география, климатические особенности, животный и растительный мир,
основные виды природопользования на северных территориях.

Репродуктивный
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира северных ПЗ.

Продуктивный
Определяют:  по тематическим картам особенности ПЗ севера.
Характеризовать значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО).
Объясняют: причины зонального и азонального расположения ландшафтов в пределах севера.

*  - ?

Беседа

 

 

Работа над схемой

 

 

Поиск ответа на вопрос

 

Проблемный вопрос

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»

рис.59 схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры» стр.160

вопрос стр. 161 «Каковы основные виды природопользования на севере страны?»

вопрос «Каково значение северных территорий для развития России (шельфовые зоны СЛО)»

41.

Тема:
Лесные зоны России

Домашнее
задание:
§34 стр.162-166
вопросы: к параграфу стр. 166

Тип урока
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
биомасса,
лиственница.

Объекты:
леса России, их разнообразие,
географическое положение лесов, их размещение в двух природных зонах,
разнообразие таежной зоны, ее протяженность по территории России,
смешанные и широколиственные леса, их размещение по территории страны.

Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «широтная зональность»
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира лесов.

Продуктивный
Объясняют: необходимость охраны лесных богатств.

 

Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменении леса под влиянием человека.

¦ * ? -

Вводная беседа

 

Анализ карты атласа

 

Составление каркасной схемы

Поиск ответа на вопрос

Занимательное задание

Проблемный вопрос

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Лесные территории страны»

схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне лесов»
вопрос 2 стр. 166

 

задание 4 стр. 166

 

вопрос «Использование лесных ресурсов»

 

42.

Тема:
Зоны степей, полупустынь и пустынь

Домашнее
задание:
§35 стр.166-170
вопросы: к параграфу;

Тип урока
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
переходная зона.

Объекты:
лесостепи, степи, пустыни и полупустыни, их география
изменение степной зоны под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Репродуктивный
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира степей.

 

Творческий
Прогнозируют: дальнейшее изменение степей под влиянием хозяйственной деятельности человека.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

Анализ карты атласа

 

Составление каркасной схемы

 

Проблемный вопрос

 

Вопросы и задания

Карта растительного и животного мира России
Видео «Природные комплексы»
карта «Природные зоны России»

схема «Взаимосвязь компонентов природы в зоне степей, пустынь»

вопрос «Как выглядела степь до начала ее освоения»?

вопросы 1-4 стр. 170

43.

Тема:
Высотная поясность

Домашнее
задание:
§36 стр.170-173
вопросы: к параграфу;

Тип урока
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
высотная поясность.

Объекты:
высотная поясность,
влияние гор на другие компоненты природы,
зависимость ПК от рельефа и высоты места,
жизнь в горах

Репродуктивный
Называют (показывают): признаки понятий «высотная поясность».
Приводят примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира горных районов.

Продуктивный
Объясняют: смену природных зон в горах.

 

Творческий
Прогнозируют: развитие рекреационных возможностей в горах.

* - ? ¦

Вводная беседа

 

 

 

Поиск ответа на вопрос сопоставления

Вопрос к анализу
Анализ рисунка-схемы

 

Вопросы и задания

Проблемный вопрос

Карта растительного и животного мира России

Видео «Природные комплексы»

 

вопрос  стр.171, таблица стр.260

вопрос стр. 171
схема-рисунок 60 «Высотная поясность в горах Кавказа и Урала»

вопросы 1-7 стр. 173

«Как можно использовать и развивать горно-рекреационные регионы страны»

 

44.

Тема:
Особо охраняемые природные территории

Домашнее
задание:
§37 стр.173-179
вопросы: к параграфу;

Тип урока
Комбинированный

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
заповедники,
национальные парки,
акватория.

Объекты:
особо охраняемые природные территории,
размещение особо охраняемых природных территорий по России,
природные объекты, являющиеся памятниками под охраной ЮНЕСКО.

Репродуктивный
Называют (показывают): особо охраняемые природные территории по России. Знать наиболее значимые заповедники страны.

 

Продуктивный
Объясняют: необходимость охраны заповедных зон.

 

Творческий
Аргументируют свою точку зрения о внесении в перечень памятников под охраной ЮНЕСКО дополнительных природных объектов на территории России.

¦ * ? -

 

Вводная беседа

 

 

 

 

Анализ таблицы

Презентации учащихся
(стендовые)

Проблемный вопрос

Карта «»Заповедники и национальные парки России» стр. 174 (учебник)

презентация «Природные объекты, являющиеся памятниками под охраной ЮНЕСКО».

таблица 12 стр.176

«Заповедники России»

 

«Какие дополнительные природные объекты на территории России можно внесении в перечень памятников под охраной ЮНЕСКО»

45.

Итоговый урок по теме «Природные зоны России»

Тип урока:
Контрольная
работа

 

 

* - ?

 

Итоговые задания по теме стр.179-180