Климат и климатические ресурсы (7 часов)
Цель: создание условий для изучения учащимися факторов, влияющими на формирование климата России; дать представление об изменении погоды под влиянием циклонов и антициклонов, закрепить навыки пользования климатической картой. |
№ п/п |
Система уроков |
Дата |
Содержание темы
Базовая программа, |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
Содержание
учебно-познавательной
деятельности |
Информационно методическое обеспечение |
20-21. |
Тема:
Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны
Домашнее
задание:
§17 стр.80-86,
вопр. 86;
Тип урока
Изучение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
солнечная радиация,
суммарная радиация,
воздушные массы,
трансформация,
атмосферный фронт,
циклон,
антициклон;
Объекты:
климатообразующие факторы; географическое положение и климат; распределение солнечной радиации
циркуляция воздушных масс, формирование циклонов и антициклонов. |
Репродуктивный
Называют: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.
Продуктивный
Объясняют: признаки понятий «солнечная радиация», «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт». Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, климатические закономерности; образование смога.
Объясняют: влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории.
* - ? |
Вводная беседа,
работа с картой,
Составление опорной схемы
Фронтальная беседа по рисунку
Работа с картой
Фронтальная беседа по рисунку
Анализ схемы
Составление таблицы
Описание климатических явлений |
Климатическая карта
России
Видеофильм «Атмосферные явления»
«Климатообразующие факторы» стр. 89
рис. 28, 29, 30, 31 стр. 80-81 «Высота солнца над горизонтом»,
«Распределение солнечной радиации, тепла»
вопрос стр. 82 Климатическая карта России
рис. 32 «Движение воздуха в теплом и холодном фронтах»
рис. 33 «Схема циклона и антициклона»
таблица «Характеристика циклонов и антициклонов»
стихи поэтов
|
22. |
Тема:
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России
Домашнее
задание:
§18 стр. 86-90
вопр. стр.90;
Тип урока
Изучение нового материала + практикум |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
коэффициент увлажнения,
испаряемость,
испарение,
изотерма.
Объекты:
закономерности распределения тепла, средние температуры января и июля, их зависимость от климатообразующих факторов,
закономерности распределения влаги, их зависимость от климатообразующих факторов,
коэффициенты увлажнения в различных регионах страны, их зависимость от испаряемости и количества осадков в регионе. |
Репродуктивный
Называют причины, влияющие на разнообразие тепла и влаги. Показывать на климатической карте изотермы января и июля.
Продуктивный
Определяют погоду по синоптической карте;
Объясняют: признаки понятий «коэффициент увлажнения», «испарение», «испаряемость»;
как составляют прогноз погоды.
Объясняют: зональность и азональность изотерм зимы и лета и количества осадков над территорией страны.
Творческий
Прогнозируют: погоду на ближайшие сутки.
* - ? ¦ |
Практикум,
работа с картой
Анализ климатической карты России
Анализ климатической карты России
Определение коэффициента увлажнения
Проблемные задания
Работа по синоптической карте
Предсказание погоды |
Климатическая карта
России,
рис. 34, 35 стр. 87-88 «Средние температуры января и июля»
рис. 36, 37 стр. 89-90 «Годовое количество осадков», «Испарение и испаряемость»
формула коэффициента увлажнения К=О/И
задание 2 стр. 90
карта атласа
народные приметы |
23. |
Тема:
Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни
Домашнее
задание:
§19,20 стр. 81-98
вопросы: к параграфу;
Тип урока
Работа группами |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
климатические пояса и области.
Объекты:
климатические сезоны, их влияние на жизнь людей и их хозяйственную деятельность,
типы климатов России,
синоптическая карта и прогноз погоды. |
Репродуктивный
Называют: климатические сезоны.
Называют и показывают по карте: типы климатов России, климатические пояса и области.
Продуктивный
Объясняют: влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, как составляют прогноз погоды
Сравнивают типы климатов России.
* - ? |
Вводная беседа
Работа с картой
Составление таблицы
|
Климатическая карта
России
рис. 38, стр. 94-95 «Климатические пояса России»
таблица «Типы климатов»
|
24-25. |
Тема:
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Агроклиматические ресурсы.
Климат и человек
Домашнее
задание:
§21,22 стр. 98-106
вопросы: к параграфу;
Вопросы: стр. 71
Тип урока
Объяснение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
комфортность,
дискомфортность,
агроклиматология,
засухи,
суховеи,
пыльные бури.
Объекты:
низкий уровень комфортности климата России,
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи). |
Репродуктивный
Называют: районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи).
Приводят примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивают Россию с другими странами по получаемому количеству тепла.
Продуктивный
Объясняют: причины возникновения опасных природных явлений, связанных с климатом и их распространение на территории страны; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Дают оценку климатических особенностей России.
Творческий
Прогнозируют: изменение климата под действием природных и антропогенных факторов.
* - ? ¦ |
Беседа
Сравнение климата некоторых стран мира
Эвристическая беседа
Анализ природных условий по карте
Работа над таблицей
Дискуссия
|
Климатическая карта
России
Климатическая карта мира
таблица 9 стр. 99 «Показатели уровня комфортности»
карта рис. 39, 40 стр. 100,102 «Оценка природных условий для проживания человека», «Агроклиматические ресурсы»
составляют таблицу «Неблагоприятные климатические явления» стр.105-106
материалы СМИ, Интернета об изменении климата, свои предположения |
26. |
Обобщающий урок по теме «Климат»
Компьютерное тестирование |
|
|
* - ? |
|
Работа по карточкам.
Вопросы для повторения стр. 106-107 |