Тематическое планирование курса географии для 8 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География России Природа. Население. Хозяйство»: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (4)

Климат и климатические ресурсы (7 часов)
Цель: создание условий для изучения учащимися факторов, влияющими на формирование климата России; дать представление об изменении погоды под влиянием циклонов и антициклонов, закрепить навыки пользования климатической картой.

№ п/п

Система уроков

Дата

Содержание темы
Базовая программа,

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий)

Содержание
учебно-познавательной
деятельности

Информационно методическое обеспечение

20-21.

Тема:
Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Домашнее
задание:
§17 стр.80-86,
вопр. 86;

Тип урока
Изучение нового материала

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
солнечная радиация,
суммарная радиация,
воздушные массы,
трансформация,
атмосферный фронт,
циклон,
антициклон;

Объекты:
климатообразующие факторы; географическое положение и климат; распределение солнечной радиации
циркуляция воздушных масс, формирование циклонов и антициклонов.

Репродуктивный
Называют: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах.

 

Продуктивный
Объясняют: признаки понятий «солнечная радиация», «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт». Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, климатические закономерности; образование смога.
Объясняют: влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории.

* - ?

Вводная беседа,
работа с картой,

 

Составление опорной схемы

Фронтальная беседа по рисунку

 

 

Работа с картой

 

Фронтальная беседа по рисунку

 

Анализ схемы

 

Составление таблицы

 

Описание климатических явлений

Климатическая карта
России
Видеофильм «Атмосферные явления»

«Климатообразующие факторы» стр. 89

рис. 28, 29, 30, 31 стр. 80-81 «Высота солнца над горизонтом»,
«Распределение солнечной радиации, тепла»

вопрос стр. 82 Климатическая карта России

рис. 32 «Движение воздуха в теплом и холодном фронтах»

рис. 33 «Схема циклона и антициклона»

таблица «Характеристика циклонов и антициклонов»
стихи поэтов

 

22.

Тема:
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

Домашнее
задание:
§18 стр. 86-90
вопр. стр.90;

Тип урока
Изучение нового материала + практикум

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
коэффициент увлажнения,
испаряемость,
испарение,
изотерма.

Объекты:
закономерности распределения тепла, средние температуры января и июля, их зависимость от климатообразующих факторов,
закономерности распределения влаги, их зависимость от климатообразующих факторов,
коэффициенты увлажнения в различных регионах страны, их зависимость от испаряемости и количества осадков в регионе.

Репродуктивный
Называют причины, влияющие на разнообразие тепла и влаги. Показывать на климатической карте изотермы января и июля.

Продуктивный
Определяют  погоду по синоптической карте;
Объясняют: признаки понятий «коэффициент увлажнения», «испарение», «испаряемость»;
как составляют прогноз погоды.
Объясняют: зональность и азональность изотерм зимы и лета и количества осадков над территорией страны.

Творческий
Прогнозируют: погоду на ближайшие сутки.
*  - ? ¦

Практикум,
работа с картой

 

 

Анализ климатической карты России

 

Анализ климатической карты России

 

Определение коэффициента увлажнения

 

Проблемные задания

Работа по синоптической карте
Предсказание погоды

Климатическая карта
России,

 

 

рис. 34, 35 стр. 87-88 «Средние температуры января и июля»

рис. 36, 37 стр. 89-90 «Годовое количество осадков», «Испарение и испаряемость»

формула коэффициента увлажнения К=О/И

 

задание 2 стр. 90

карта атласа

народные приметы

23.

Тема:
Сезонность климата Типы климатов России – разнообразие условий жизни

Домашнее
задание:
§19,20 стр. 81-98
вопросы: к параграфу;

Тип урока
Работа группами

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
климатические пояса и области.

Объекты:
климатические сезоны, их влияние на жизнь людей и их хозяйственную деятельность,
типы климатов России,
синоптическая карта и прогноз погоды.

Репродуктивный
Называют: климатические сезоны.
Называют и показывают по карте: типы климатов России, климатические пояса и области.

Продуктивный
Объясняют: влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека, как составляют прогноз погоды
Сравнивают типы климатов России.

* - ?

Вводная беседа

 

 

Работа с картой

 

Составление таблицы

 

 

Климатическая карта
России

 

рис. 38, стр. 94-95 «Климатические пояса России»
таблица «Типы климатов»

 

24-25.

Тема:
Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Агроклиматические ресурсы.
Климат и человек

Домашнее
задание:
§21,22 стр. 98-106
вопросы: к параграфу;
Вопросы: стр. 71

Тип урока
Объяснение нового материала

 

Термины: (словарь стр. 247-254)
комфортность,
дискомфортность,
агроклиматология,
засухи,
суховеи,
пыльные бури.

Объекты:
низкий уровень комфортности климата России,
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи).

Репродуктивный
Называют: районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, суховеи).
Приводят примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивают Россию с другими странами по получаемому количеству тепла.

Продуктивный
Объясняют: причины возникновения опасных природных явлений, связанных с климатом и их распространение на территории страны; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Дают оценку климатических особенностей России.

 

Творческий
Прогнозируют: изменение климата под действием природных и антропогенных факторов.

* - ? ¦

Беседа

Сравнение климата некоторых стран мира

 

 

 

Эвристическая беседа

 

Анализ природных условий по карте

 

 

Работа над таблицей

 

 

Дискуссия

 

Климатическая карта
России
Климатическая карта мира

 

 

 

таблица 9 стр. 99 «Показатели уровня комфортности»

карта рис. 39, 40 стр. 100,102 «Оценка природных условий для проживания человека», «Агроклиматические ресурсы»

составляют таблицу «Неблагоприятные климатические явления» стр.105-106

материалы СМИ, Интернета об изменении климата, свои предположения

26.

Обобщающий урок по теме «Климат»
Компьютерное тестирование

 

 

* - ?

 

Работа по карточкам.
Вопросы для повторения стр. 106-107