Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)
Цель: создание условий для знакомства учащихся с особенностями рельефа России, его разнообразием; продолжить обучение навыкам работы по карте и называть наиболее крупные формы рельефа. Развитие навыков устанавливать взаимосвязь между физической и тектонической картами. |
№ п/п |
Система уроков |
Дата |
Содержание темы
Базовая программа, |
Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный, творческий) |
Содержание
учебно-познавательной
деятельности |
Информационно методическое обеспечение |
14. |
Тема:
Геологическое строение территории России
Домашнее
задание:
§ 12 стр. 55-58
вопр. стр.58;
Тип урока
Повторение +изучение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
подвижные складчатые пояса,
платформа,
щиты,
фундамент,
траппы,
геохронологическая таблица,
геологическое летоисчисление.
Объекты:
формирование земной коры в пределах современной России, основные геологические структуры коры, геохронологическая таблица – зеркало геологической истории Земли,геологическое строение формы рельефа. |
Репродуктивный
Называют: основные геологические эры, структуры коры. Показывать по карте подвижные складчатые пояса,
платформы, щиты на территории страны.
Продуктивный
Объясняют: причины географических явлений на основе применения понятий «геологическое летоисчисление».
* - ? |
Беседа
работа с картой
Геохронологическая таблица, анализ
анализ рисунка
анализ физической и тектонической карты России.
Вопросы и задания |
Физическая карта России
Тектоническая карта России
таблица стр. 258-259
рис. 17 стр.57 «Тектонические структуры мира».
вопросы 1-4 стр.58 |
15. |
Тема:
Особенности рельефа России
Домашнее
задание:
§13 стр.58-62,
вопр. 58-62; |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
рельеф.
Объекты:
формы рельефа от нана-форм до крупных форм и их размещение; образование и размещение крупных форм рельефа: равнин, гор. |
Репродуктивный
Показывают: крупные равнины и горные системы.
Продуктивный
Объясняют: образование и размещение форм рельефа, его разнообразие по размерам, возрасту, высоте.
|
Вводная беседа,
работа с картой,
Заполнение таблицы
Анализ профиля рельефа
Сравнительная характеристика равнин |
Физическая и тектоническая карта России
Презентация «Рельеф мира»
стр. 260 «Крупнейшие вершины»
таблица 5 стр. 59
рис. 18, вопрос стр. 60
вопрос стр. 60 |
|
Тип урока
Повторение +изучение нового материала |
|
|
Творческий
Сравнивают размещение современного рельефа со строением земной коры территории современной России путем наложения карт.
* - ? ¦ |
Анализ карты
Контурные карты:
Вопросы и задания |
рис. 19 стр. 61«Горные пояса и равнины России»
вопросы 3, 5 стр. 62 |
16. |
Тема:
Изменение рельефа России
Домашнее
задание:
§14 стр.62-67
вопросы: к параграфу;
Тип урока:
Изучение нового материала |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
экзогенные силы,
эндогенные силы,
неотектоника,
эрозия,
морена,
землетрясения,
вулканы.
Объекты:
внутренние процессы, формирующие рельеф,
неотектонические движения земной коры, области землетрясений и вулканизма,
внешние процессы, участвующие в формировании рельефа,
основные области современного оледенения и крупные ледники,
наступление морей,
деятельность ветра. |
Репродуктивный
Называют и показывают на схемах: разнообразие внутренних и внешних сил, основные области проявления неотектонических движений,
основные области современного оледенения и крупные ледники.
Продуктивный
Объясняют: причины вызывающие изменение рельефа, на территории страны во времени.
Творческий
Аргументируют свою точку зрения об изменение рельефа территории под действием природных и антропогенных факторов, появления эрозийных объектов.
¦ * ? - |
Вводная беседа
Фронтальная беседа
Работа с картой
Составление ЛОК
Организация совместной учебной деятельности
Анализ карты
Проблемные задания |
Физическая карта России
презентация «Землетрясения и вулканы»
(стр. 260 – действующие вулканы)
рис. 20 стр. 63 «Новейшие тектонические движения»
«Внешние и внутренние процессы, формирующие рельеф»
карта рис. 22, 23 стр. 66-67 «Древнее оледенение»
задания 1-4 стр. 67 |
17. |
Тема:
Стихийные природные явления в литосфере
Домашнее
задание:
§15 стр.67-70
вопросы: к параграфу; |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
цунами,
обвалы, сели,
оползни.
Объекты:
сейсмически опасные территории, районы, подверженные |
Репродуктивный
Называют и показывают: сейсмически опасные территории, что такое цунами и зоны их действия на территории страны.
|
Вводная беседа
Фронтальный опрос
Работа с картой
|
Физическая карта России
презентация «Стихийные природные явления»
рис. 24 стр. 68 «Сейсмоактивные области» |
|
Тип урока:
Комбинированный |
|
воздействию стихийных природных явлений (сели, оползни); основные области современного оледенения и крупные ледники. |
Продуктивный
Объясняют: причины возникновения опасных природных явлений,их распространение на территории страны.
* - ? |
Составление ЛОК
Организация совместной учебной деятельности
Задания и вопросы |
«Стихийные природные явления на территории России»
задания 1-4 стр. 70 |
18. |
Тема:
Человек и литосфера. Минеральные ресурсы
Домашнее
задание:
§16 стр.70-79
вопросы: к параграфу;
Тип урока
Объяснение нового материала + практикум |
|
Термины: (словарь стр. 247-254)
полезные ископаемые,
месторождение,
бассейн,
минерально-сырьевая база.
Объекты:
крупные месторождения основных п/и;
рациональное и нерациональное использование п/и.
|
Репродуктивный
Называют и показывают на карте крупные месторождения основных п/и
Продуктивный
Объясняют: закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Творческий
Прогнозируют: ресурсный потенциал страны, последствия нерационального использования минеральных ресурсов.
¦ * - ? |
Практикум
работа с картой:
физической и тектонической карты России
Классификация п/и по происхождению (таблица). Практическая работа № 4
Работа с картой
Анализ схемы
Дискуссия, анализ таблицы
|
Физическая карта
России
В.И. Сиротин «Практические работы по географии 6-10 классы»
Атлас России
таблица 6,7 стр. 71 «Виды полезных ископаемых»
карта рис. 26 стр. 72-23 «Полезные ископаемые России»
вопрос - схема стр. 74
вопрос - таблица 8 стр. 78 «Рост поверхности искусственных форм рельефа»
вопросы 1,2 стр. 79. |
19. |
Обобщающий урок по теме «Рельеф»
Компьютерное тестирование |
|
|
* - ? |
|
Компьютерное тестирование + Итоговое задание по теме стр. 79 |