Тематическое планирование курса технологии для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Умные руки» 1 класс, авторы Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

        Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Умные руки» 1 класс, авторы Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова, издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров», Самара, 2007 г. и рабочей тетради по труду «Школа волшебников», автор Т. Н. Проснякова, издательство «Учебная литература», Самара, 2005 г.
Цель предмета- общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету.
В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:
знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов; с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного промысла;
развитиемелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования последовательности  выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
освоениезнаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы.
Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых и общепредметных компетенций.
Содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций: вырезание, сминание, скручивание, складывание, обрывание, сгибание, комбинирование разных материалов и т. д.
 Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личности учащегося, усилению мотивации к творчеству, воспитанию толерантности, эстетического чувства детей.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется:

  • типовая программа «Трудовое обучение», автор Цирулик Н. А. (1-4 классы). 2004 г. в объеме 34 часа по 1 часу в неделю.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы и модели обучения  класса выстроена система учебных занятий (уроков), что представлено в схематической форме ниже.
Формирование целостных представлений о технологии будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся.
Особое внимание уделяется мотивированности детей к са­мостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, учебный диалог, нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейвыделять признаки и свойства объектов, организовывать свою деятельность.
Стимулируются активные формы познания: наблюдение, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Детский энциклопедический словарь», Интернет сайты.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения.
Знать:
виды материалов, их свойства;
термины: аппликация, мозаика, оригами, плетение;
приемы разметки деталей из бумаги;
приемы комбинирования материалов;
приемы разметки ткани;
приемы соединения материалов с помощью клея;
способы выполнения аппликации, плетения;
способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;
различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
свойства материалов для плетения, аппликации, мозаики, оригами;
названия инструментов, правила работы с ними.
Уметь:
лепить различными способами;
выполнять действия по образцу;
ориентироваться в заданиях по образцу;
вырезать из бумаги детали, складывать бумагу;
пришивать пуговицу с двумя отверстиями;
осуществлять контроль на всех этапах работы;
соединять детали разными способами;
плести в три пряди из различных материалов;
словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда;
создания изделий по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решения практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов.