Тематическое планирование курса литератутного чтения для 1 класса

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Литературное чтение» 1 класс, автор В. Ю. Свиридова
Автор: Доброниченко Н.А.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к   учебной программе  развивающего обучения Л.В. Занкова.
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника «Литературное чтение» 1 класс, автор В. Ю. Свиридова, 2007 г., а также пособия для учителя «Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение», Н.А.Чуракова, 2003 г. 
Главная цель курса-осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачи обучения литературному чтению:
расширение представлений детей об окружающем мире, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
развитие  речевых умений школьников, интереса к чтению и потребности в нем;
воспитание культурывосприятия художественной литературы разных жанров и видов; обогащение мира чувств, эмоций детей;
формирование навыков чтения на основе аналитико- синтетического, звуко- буквенного метода;
формирование словесно-понятийного аппарата для выражения образного мировосприятия, практического освоения приемов художественной выразительности.

  • На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся.  
Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к учебе, воспитанию  гражданственности, толерантности.
Настоящий календарно-тематический план учитывает систему обучения  класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общееразвитие учащихся .
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа «Литературное чтение», Н. А. Чуракова,2003 г. в объеме 40 ч.на 10 учебных недель по 4 ч. в неделю. Программа модифицирована для того , чтобы после периода оьучения грамоте одновременно начать изучение русского языка и литературного чтения.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по литературному чтению и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного  уровня.
С учетом системы обучения  выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
На ступени начальной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как формирование умений сравнивать, различать, сопереживать.
На уроках учащиеся могут овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая детские энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
При развивающемобучении стимулируются  активные формы познания: наблюдение, обсуждение разных  мнений, учебный диалог.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD  «Азбука от Кирилла и Мефодия», CD «Детский энциклопедический словарь».
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения
Иметь общее представление:
о делении литературы на разные виды повествования:
прозу, поэзию;
о способах выражения авторского отношения  в разных видах повествования.

Иметь общее представление:
об отличии художественного текста от научного;
об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения;
от тематическом многообразии литературы разных времен и народов.

Знать:
наизусть 4-5 стихотворений разных авторов;
автора, название, содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя;
темп чтения 40-50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
определять персонажей и героев произведения;
выделять главные события произведения и их последовательность;
находить средства художественной выразительности в тексте;
находить рифмы;
отличать монолог от диалога;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

Развитие творческих способностей

    К концу первого класса учащиеся должны:
пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
участвовать в конкурсах чтецов;
составлять устные и письменные высказывания на определенную тему.

Владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;
работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях)