Тематическое планирование курса географии для 7 классов (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов»
Автор: Яковлева Н.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (4)

Материки и океаны. Африка
Цель: создать условия для изучения основных черт природы материка, крупных природных, природно-хозяйственных и историко-культурных регионов материка и стран; взаимодействия человека и природы на разных этапах, освоение разных видов познавательной, информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой, рефлексивной деятельности.

№ п/п

Система уроков

Тип урока
Дидактическая модель обучения
Домашнее задание
Сроки

Вид деятельности учащихся

 

Педагогические средства

Задачи.
Планируемый результат и уровень освоения

Информационно метод. обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа
(продвинутый уровень)

Планируемый результат
(репродуктивный,
продуктивный,  творческий)

28-29

Общие особенности природы южных материков

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §21,22,23

декабрь

* - ?
совместная

беседа, рассказ

Особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата, внутренних вод, почв, размещения ПЗ. Связь природы с географическим положением и историей возникновения материков.

Знают и понимают географические особенности природы южных материков, связь между географическим положением и природными условиями.

Анализ дополнительной литературы
Составление схемы.

Макет движения материков, карты: физическая, климатических поясов, природных зон, строения земной коры

30

Африка: географическое положение, история исследования

Объяснительно-иллюстративная

Практическая работа №4,5

Д/з §24

декабрь

* - ¦
фронтальный

рассказ, демонстрация, работа с планом текста учебника

ФГП и размеры материка. Береговая линия. Исследования зарубежными и русскими учеными (Ливингстон, Вавилов).

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, п-ов Сомали, Мадагаскар.

Называют исследователей Африки и результаты их работы, показывать элементы береговой линии.

Составляют характеристику ФГП материка по плану, определять координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и в километрах.

Прогнозируют влияние ФГП на природу материка.

Составляют ЛОК с использованием карты атласа и плана.

Физическая карта Африки

 

Фотографии, карты
CD «6-10 классы: 7 класс»

31

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Поисковая

Д/з §25

декабрь

* - ?
индивидуально-групповой

проблемные задания

Рельеф: равнины, горы, нагорья. Разломы земной коры. Размещение главных месторождений полезных ископаемых.

Номенклатура:
вулкан Килиманджаро, г. Атлас, Капские г, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье.

Называют и показывают крупные географические объекты.

Находить в тематических картах информацию для объяснения происхождение материка и образование крупнейших форм рельефа, полезных ископаемых.

Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Физическая карта Африки, карта строения земной коры.
Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

CD «6-10 классы: 7 класс»

32

Климат Африки

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §26

декабрь

* - ¦
фронтальная

рассказ, демонстрация приемов работы с климатограммой

Африка - самый жаркий материк Земли. Климатические пояса и типы погоды. Различия климатических поясов северного и южного полушарий.

Называют и показывают связь между географическим положением и климатом материка.

Определяют по климатической карте температуру, кол-во осадков, направление ветров. Описывают существенные признаки типов климата.

Характеризуют перемещение поясов атмосферного давления в течение года, причины влияния других климатообразующих факторов для формирования типов климата на континенте.

Работы с климатограммами.
Составление столбчатой диаграммы по количеству осадков, выпадающих на материке. Использование карт атласа.

Климатические карты Африки. Схема распределения температур, осадков, атм. давления, ветров

33

Внутренние воды Африки

Объяснительно-иллюстративная

Контурная карта

Д/з §27

январь

* - ?
индивидуально-групповая

актуализация опорных знаний
практикум

Основные речные бассейны. Крупные речные системы и озера, их роль в природе и значение для человека. Зависимость рек и озер от климата, тектоники, рельефа.

Реки: Конго, Нигер, Замбези.
Озера: Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, водопад Виктория

Называют и показывают крупные реки и озера.

Составляют краткую географическую характеристику одной из рек по картам и тексту учебника.
Выделяют и объясняют наиболее существенные признаки водных объектов, особенности питания, режима, характера течения рек.

Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения карты.

Физическая карта Африки, геогр. картины материка

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

CD «6-10 классы: 7 класс»

34-35.

Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, субтропики.

Поисковая

Д/з §28,29

Практическая работа №6

январь

* - ?¦
групповая

постановка творческой задачи

Особенности проявления на материке широтной и высотной зональности. Природные зоны. Изменение природы в результате деятельности. Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки.

Называют и показывают природные зоны Африки и представителей животного и растительного мира.

Составляют краткую географическую характеристикуприродной зоны по картам и другим источникам информации. Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки природных зон Африки.

Характеризуютширотную зональность и азональность в размещении ПЗ, объясняют их.
Прогнозируют изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Работа с картографическим материалом.
Поиск и анализ информации для выполнения схемы «Природные зоны Африки».

Карта природных зон. Геогр. картины. Таблицы, видеофрагменты.

Фотографии, карты
Поисковая программа «Google

Фотографии, карты
CD «6-10 классы: 7 класс»

36

Население Африки

Объяснительно-иллюстративная

Д/з §30

январь

* - ?¦
индивидуально-групповая

рассказ, показ приемов работы с новыми картами

Население и политическая карта. Зависимость размещения населения от исторических и природных факторов. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта Африки.
Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Называют основные народы Африки и расы, к которым они принадлежат.

Определяют по карте районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, районы их расселения, наиболее крупные по площади страны.

Анализ таблицей, статистических данных, исторических данных по освоению материка.

Политическая карта, карта плотности населения, карта народов.

CD «6-10 классы: 7 класс»

 

 

 

 

 

Устанавливаютсвязь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью и бытом населения отдельных регионов и стран Африки.

 

 

37

Страны регионов Африки

Поисковая

Д/з §31,32,33,34

Практическая работа №7

январь

* - ?
работа в группах.

постановка творческой задачи

Общая характеристика стран и крупных регионов. Описание Алжира, Нигерии, Эфиопии, ЮАР (Кении, Гвинеи, Заира).

Страна-столица
Алжир - Алжир, Нигерия - Лагос, Эфиопия - Аддис-Абеба, ЮАР - Претория

Называют регионы древних цивилизаций, показывают их на карте.

Составляют на основе карт и других источников географическую характеристику одной из стран. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Африки.

Использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Политическая карта, карта народов, карта плотности населения

DVD «ЮАР, Египет» из серии «Золотой глобус»

38

Повторительно-обобщающий урок
февраль

 - ?
индивидуальная

 

Общие особенности природы и населения Африки

 

 

 

39

Тестовый контроль