Пояснительная записка (4)
Специфика целей и содержания изучения литературы на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности в 11х классах дидактико-технологическое оснащение включает :
- тестовые задания (Е.К.Балашова, А.М.Костин. Подготовка к государственному централизованному тестированию. Саратов, 2002г.;
- список тем сочинений;
- М. Мещерякова «Сочинение, отзыв, эссе» Пособие для подготовки к
- экзаменам. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.;
- видеоподдержка;
- выставочный материал по творчеству писателей.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- мультимедийных проектов:
· «Валерий Брюсов. Творчество»;
· «Андрей Белый. Жизнь и творчество»;
· «М.А.Булгаков. Жизнь и творчество»;
· «Творчество З.Гиппиус»;
· «М.Цветаева. Жизнь и творчество»;
· «Н.С.Гумилев. Поэт, воин, путешественник»;
· «Жизнь и творчество А.Ахматовой»,
созданных выпускниками лицея.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 «Ф» класса
должны знать:
· образную природу словесного искусства;
· содержание изученных литературных произведений;
· основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХIХ-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
· историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
· основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
· основные теоретико-литературные понятия,
должны уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
· раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
· соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
· определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
· сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
· выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
·выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
владеть компетенциями: коммуникативной, познавательной, рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
· создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
· участие в диалоге или дискуссии;
· самостоятельное знакомство с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
· определение своего круга чтения и оценки литературных произведений.