Пояснительная записка
Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Литература 5-11 классы», М., Дрофа, 2000г. Автор Т. Ф. Курдюмова. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Русская литература ХХ в., ч.I, П под редакцией В.П.Журавлева, М, Просвещение, 2000г., а также дополнительных пособий: для учителя :
- Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе (11 класс), ч. I, П, ВАКО, 2003г.;
- Д.Н.Мурин, Е.Д.Кононова, Е.В.Миненко. Русская литература ХХ века.
- Тематическое поурочное планирование, С-Петербург, СМИО -Пресс, 1997г.;
- Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Под редакцией
В.П.Журавлева, М., Просвещение, 2000г.;
- Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя .I ч, П ч.
- Методические и справочные материалы. Под редакцией Г. А. Обернихиной., М., АРКТИ, 2000г.,
для учащихся :
- А.И.Горшков.Русская словесность (10-11 кл.) ,М., Просвещение, 1996г.;
- А.И.Горшков. Русская словесность. Сборник задач и упражнений (10-
- 11кл.), М., Просвещение, 1997г.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных
типов определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний на профильном уровне старшей школы при изучении литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.
- Овладение способами деятельностей по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному литературному жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определении их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
- Освоение компетенций информационно-коммуникативной, познавательной и рефлексивной.