Тематическое планирование курса русского языка для 7 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «Русский язык. Теория» 5-9 кл. Учебное пособие «Русский язык. Практика» для 8 класса, авторы: Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман
Автор: Хижняк И.Д.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (6)

38

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предло-жения.
Цель: Должны иметь представ-ление об особен-тях смысловых знач. односост. предлож. в со-поставлении с двусост., уметь различать типы односост. предлож., делать синтаксич. разбор односостав. предлож., активно использовать их в речи на

Объяснительно-иллюстративный

 

 

в/ф «Синт-с и пункт-я» ч.1, схема

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстра-ция

индивид.-групповая

Знать

• основные единицы языка, их признаки.

Уметь
опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа;
уметь различать виды односос-тавных предло-жений.

Интеграция с уроками литера-туры.

 

Набл-ие: стилистич. возм-ти односос-тавных предло-жений (тексты).

Объясне-ние изу-ченных положений на самосто-ятельно подобран-ных кон-кретных примерах

Дручинина Т. «К вопросу об односост. предлож.» РЯШ №1, 1993

Уровень усвоения

продуктивный

Предметные компетенции

языковедческая

                        коммуникативная

39

 

 

Неопределенно-личные предложения
Цель: Должны иметь представление об особенностях неопределенно-личных предложениях как разновидности односоставных; находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям.

Поисковая

 

Опорные записи

Проблемные задания

 

 

групповая

 

 

Знать

• различие между односостав. и двусоставными предложениями;

признаки неопределенно-личных предложений.
Уметь
находить неоп-редел.-личные предложения в тексте;
использовать неопределен.-лич-ные предложения в различных стилях речи;
заменять дву-составные пред-ложения анало-гичными односос-тавными определ.-личными.

Интеграция с ур. литературы.

 

Рассуждения: «Почему в рас-
сказах И.С.Тургенева много Н-Л.П?»

Извлечение необходи-мой инфор-мации из источн., созданных в различ-ных знако-вых систе-мах.Владение монологической и диалогической речью.

З.Д.Гольдин «Р.Я. в табл-х»

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 8 кл.»
М., «Просвеще-ние» 2000

Уровень усвоения

продуктивный

Предметные компетенции

языковедческая

                        коммуникативная

40
41

 

 

 

 

 

 

Безличные предложения
Цель: Должны иметь представ-ления об особен-ностях безличных предложений; об общих и отличи-тельных призна-ках двусоставных и безличных пред-ложений; синонимичных по значению; способах выра-жения сказуемых в безлич. пред-лож.

Поисковая

 

 

 

 

 

 

Проблемные задания

 

 

 

 

 

 

групповая

 

 

 

 

 

 

Знать

• различие между типами односос-тавн. предложений;

признаки безлич-ного предложения.
Уметь
находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям;
употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды;
использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставн.

Соч-мин. с использованием безличных пред-ложений

 

«Осенний дождь»

 

 

 

Выбор и использование выра-зительных средств языка в соответст-вии с ком-муникативной зада-чей.

 

Свободная работа с текстами худож. произведе-ний

Калинин А.Ф. «Двучл. безличн. предлож.» РЯШ, №4, 1993

 

 

 

 

Уровень усвоения

продуктивный

Предметные компетенции

языковедческая

                        коммуникативная

42

Назывные предложения
Цель: Должны иметь представ-ление о назывных предложениях и их особенностях, находить в тексте.

Поисковая

Проблемные задания

групповая

Знать

• различие между типами односос-тавных предложе-ний;

признаки назыв-ных предложений.
Уметь
находить назыв-ные предложения в текстах худож. про-изведений;
определять роль назывных предлож. в худож. литера-туре, в газетных и журнальных очер-ках;
пользоваться в описании для обозначения места и времени.

Использование поэтич. Текстов.

 

Соч.-мин. с использов. назыв-ных предлож. «Русское поле»

Свободная работа с текстами художеств. произведе-ний.

Н.М.Шанский «Школьн. Фразеологич. Словарь» М., 1998

Г.И.Блинов, В.А.Антохина «Сборник диктантов по орфографии и пунктуац. 5-9 кл.,М., «Просве-щение», 1992

 

 

 

 

 

Уровень усвоения

продуктивный

Предметные компетенции

языковедческая

                        коммуникативная

 

 

43

Рр Словесное рисование.
Определение понятия.
Цель: Дать понятие об эле-ментах портрет-ного очерка путем словесного рисо-вания. Формирование навыков связной речи и правиль-ного, стилисти-чески целесооб-разного употреб-ления различных ИВС.

Исследовательс-кая

Самостоя-тельное пла-нирование и проведение исследова-ния

индивид.-групповая

Знать
признаки текста и его функцион.-смысловых типов (повествован., описания, рассуждения);
особенности понятия «словесное рисование».
Уметь
осуществлять выбор и органи-зацию языковых средств в соответ-ствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
свободно, правиль-но излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать соб-ственный текст.

Написан. соч.-мин. «Мой любимый литературный герой».

 

Словесное рисование с использованием портретов А.С.Пушкина, И.С.Тургенева

Свободная работа с текстами художеств. произведе-ний.

 

Владение монологи-ческой и диалогической речью.

Владение навыками редактиро-вания тек-ста.

Крамаренко Н.О.
«Уроки р.я. в 8 кл.» В-д, 2000

Т.А.Ладыженская «Развивайте дар слова» (пособие) М., «Просвеще-ние», 1989

Уровень усвоения

продуктивный

Предметные компетенции                         коммуникативная

                   личностное саморазвитие