Тематическое планирование курса русского языка для 7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Бабайцевой. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой.
Автор: Лалаева Д.И.

Таблично-графическая схема рабочей программы (140ч) (7)

 

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (19 часов)

 

 

 

 

 

 

 

49

Понятие о деепричастии
Цель знакомство с понятием деепричастие,  с  лексическим и грамматическим значением деепричастия; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.

Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная

Беседа,
работа
с текстом,
выполнение упражнений
по образцу

Коллек-
тивная,
парная,
индивиду-
альная

Знать понятие о дееприча-
стии, лексические и грамматические признаки деепричастия
Уметь находить деепричастия в тексте, (Я) (К)

Продуктивный

 Уметь заменять одно из однородных сказуемых деепричастием 9Я) (К) Продуктивный

Используя спра-
вочную литерату-
ру, подготовить
сообщение о дее-
причастии, его
истории в языке

Справочно-
информационная
литература

50
51

Понятие о деепричастии
Цель формирование навыка различения деепричастия и личных форм глаголов и причастий,    умения правильно писать не с деепричастиями,

Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивная,
репродук-
тивная

Беседа,
работа
с текстом,
выполне-
ние уп-
ражнений
по образ-
цу, рас-
предели-
тельный
диктант

Коллек-
тивная,
парная,
индивиду-
альная

Знать глагольные и нареч-
ные признаки деепричастия.
Уметь различать  деепричастия, глаголы и причастия в тексте, правильно писать не с деепричастиями.

(Я)
Продуктивный

Уметь редактировать тексты, предотвращая типичные речевые ошибки («Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»).
(Я) (К)
Продуктивный

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирова-
ние выводов

Дидактический
материал по рус-
скому языку:
7 класс

52

Образование деепричастий
Цель знакомство со способами образования деепричастий; формирование навыка правописания гласной перед суффиксом деепричастия

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Беседа, работас обобщен­ной табли­цей, вы­полнение упражне­ний по образцу

Коллек­тивная, парная, индивиду­альная

Знать способы образования деепричастий. Уметь применять орфо­грамму «Гласная перед суффиксом деепричастия». (Я) Продуктивный

Знать и уметь избира­тельно применять ана­логичные орфограммы (гласная перед суф­фиксом глагола про­шедшего времени, в суффиксах причастий). (Я) Продуктивный

Используя спра­вочную литерату­ру, составить обобщенную таб­лицу «Способы словообразова­ния»

Справочно-информационная литература

53
54

Развитие речи. Описание дей­ствий (спорт)
Цель углубление и обобщение знаний как типа речи; формирование навыка построения текста описания спортивных действий, умения использовать в тексте художественно-изобразительные средства языка.

 

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

 

 

 

 

Беседа, работас текстом, создание собствен­ных тек­стов

Коллек­тивная, индивиду­альная

Знать структуру описания как типа речи, композиционные признаки текста-описания  спортивных действий.  Уметь составлять текст-описание  трудовых процессов, использовать художественно-изобразительные средства языка. Продуктивный, творческий  ЛС), (К).

Уметь: самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст  Продуктивный, творческий (ЛС), (К),

Анализ текста с точки зрения функциональ-
ной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Рус­ская речь».-М.: Дрофа, 2000

55

Деепричастный оборот.
Цель знакомство с понятием деепричастный оборот, формирование навыка нахождения деепричастного оборота и выделение его запятыми

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Беседа, трениро­вочные упражне­ния, схе­матиче­ский дик­тант

Коллек­тивная, групповая, парная, индивиду­альная

 Знать понятие деепричастный оборот. Уметь находить деепричастные оборо­ты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах. (Я) Продуктивный

Уметь использовать конструкции с деепри­частиями и дееприча­стными оборотами в речевой практике. (К) (Я) Продуктивный

Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Дидактический материал по рус­скому языку: 7 класс

56

Деепричастный оборот.
Цель формирование навыка конструирования оборотов  в речи и их выделение на письме и в устной речи, совершенствование умения строить высказывание с уместным использованием нём деепричастных форм и конструкций.

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, репродук­тивная

Практи­кум, тест, графиче­ский дик­тант

Коллек­тивная, групповая, парная, индивиду­альная

Знать, что деепричастие –форма, выражающая добавочное действие, происходящее одновременно с главным. Уметь строить высказывание уместным  использованием нём деепричастных форм и конструкций  (Я) Продуктивный

Уметь заменять деепричастный оборот сложноподчинённым предложением с придаточным времени. (К) (Я) Продуктивный

Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Богданова, Г. А. Опрос на уроках русского язы­ка. - М. Про­свещение, 1993

57

Развитие речи. Анализ домаш­них сочинений.
Цель повторение основных признаков текста, стилевые особенности текста-описания; совершенствование умения анализировать текст, определять его типовую принадлежность

 

 

 

 

Репродук­тивная

Работас деформи­рованным текстом, упражне­ния

Коллек­тивная, индивиду­альная

Знать признаки текста, сти­левые особенности текста-описания. Уметь анализировать соз­данные тексты, работать над речевыми и стилисти­ческими ошибками. (Я)(К)(ЛС) Продуктивный, творческий

Уметь редактировать текст не только собст­венного сочинения, но и другого автора (уметь быть консуль­тантом-редактором). (Я) (К) (ЛС) (ЦО) Продуктивный, твор­ческий

Подготовить со­общение «Роль деепричастий в речи. Стилисти­ческие особенно­сти употребления деепричастий»

Справочно-информационная и научная лин­гвистическая литература

58

Раздельное написание не с дее­причастиями
Цель отработка умения правильно писать не с деепричастиями и другими частями речи.

Репродук­тивная

Беседа, работа с текстом, выполне­ние уп­ражнений по образ­цу, рас­предели­тельный диктант

Коллек­тивная, групповая, индивиду­альная

Знать правило правописа­ния не с деепричастиями. Уметь сопоставлять право­писание не с деепричастия­ми, причастиями и глагола­ми. (Я) (К) Продуктивный

Уметь избирательно применять орфографи­ческие правила, регу­лирующие слитное и раздельное написание не с различными час­тями речи. (Я) Продукт иены й

Составить обоб­щенную таблицу «Слитное и раз­дельное написа­ние не с различ­ными частями речи»; составить тест по изучае­мой орфограмме

Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5—8 классов