Тематическое планирование курса русского языка для 6 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевойю. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой
Автор: Лалаева Д.И.

Пояснительная записка (2)

Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематическое планирование предусматривает обучение программному материалу в 6 «Б» и «Ф» классах в объёме 204 часов (6 часов в неделю), из них 34 часа отводится развитию речи (повторение изученного в 5-м классе – 7 часов; морфология (вводные уроки) – 3 часа; глагол – 52 ч.; имя прилагательное – 40 ч.; имя числительное – 16 ч.; наречие – 24 ч.; местоимение – 22 ч.; повторение – 6 ч.).
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарногообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  русский язык.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о русском языкебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления языковыхфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики ролевыхигр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме —планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-след­ственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифициро­вать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение раз­личать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творчес­ких работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач, форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными лингвистическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, отзыва.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно­шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взглядыи на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Календарно-тематический     план     предусматривает     разные     варианты     дидактико-технологического обеспечения учебного процесса, в частности: разрезные карточки для индивидуальной работы, таблицы, схемы, тесты, учебные видеофильмы по русскому языку.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: «Домашний репетитор», орфотренажёр «Грамотей».
Требования к уровню подготовки учащихся 6 «Д»  класса (базовый уровень):
должны знать: роль и функции языка как основного средства общения между людьми; понятие нормы русского литературного языка; стили и типы речи; текст и его составляющие; стилистические ресурсы и изобразительно-выразительные средства языка; грамматический строй и система частей речи русского языка; лексико-грамматические категории: глагол, имя прилагательное, числительное, наречие, местоимение; основные синтаксические единицы;
должны уметь: грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;разрешать возникающие на письме орфографические  и пунктуационные задачи; выполнять фонетический, морфемный, морфологический и другие виды анализа слов и словоформ, а также частичный лингвистический анализ текста; осуществлять информационный поиск, извлекать необходимую информацию по теме и делать сообщения; пользоваться справочной литературой и различными лингвистическими словарями;
 ­­­владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, рефлексивной и личностным саморазвитием.
способны решать следующие жизненно-практические задачи: применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Условные сокращения:     
коммуникативная компетенция  
(К)
языковедческая компетенция        (Я)
рефлексивная компетенция            (Р)
личностное саморазвитие             (ЛС)