Тематическое планирование курса музыки для 5 класса (базовый уровень)

"Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Воспитание музыкой"
Автор: Фельдшерова С.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (34ч) (3)

15
16

Музыка в рассказах К. Паустовского и А. Гайдара.
Цель: Создать условия для знакомства   учащихся с рассказами русских писателей о музыке и музыкантах.
Объяснительно-иллюстративная Беседа, рассказ, демонстрация Групповая Знать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества
Уметь  устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов
Репродуктивный
«Жаворонок» М.И. Глинка, «Старый повар» К. Паустовский и фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер» В.А. Моцарта (или «Фантазии» до-минор Моцарта), «Судьба барабанщика» фрагмент рассказа. Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания. Фонохрестоматия 5 класс.

17

Музыка – главное действующее лицо во всех рассказах, баснях, стихах, которые звучали на уроках. Музыка в кино.
Цель: Создать условия для
проверки усвоенного материала.  Поговорить о роли музыки в кинематографии.
Объяснительно-иллюстративная Беседа, рассказ, демонстрация Групповая Знать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества, имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.
Уметь  устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Продуктивный
«Вальс» си-минор Ф. Шопен, «До-ре-ми» фрагмент из к/ф «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Мистер Жук», «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук». Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик. Фонохрестоматия 5 класс.

18

Взаимосвязь муз. искусства с изобразительным искусством (вводный урок).
Цель: Создать условия для разговора о взаимосвязи муз. и изобразительного искусства, о изобразительных средствах в музыке Г. Свиридова . Работа над чистотой интонирования в высокой певческой позиции
Проблемное изложение Беседа Групповая, индивидуальная Знать специфику музыки как вида искусства.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Продуктивный
Фрагмент из кантаты Г. Свиридова «Поет зима аукает» стихи о природе С. Есенина «дорога добра» Чичков. Показать взаимосвязь музыки  и  живописи через образное восприятие жизни. Фонохрестоматия 5 класс.

19

Изобразительное начало в музыке П.И. Чайковского.
Цель: Создать условия для того, что бы  уч-ся зримо могли  представить картины природы нарисованные Чайковским.
Объяснительно-иллюстративная Беседа, демонстрация Групповая Знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов.
Продуктивный
«Времена года» П. И. Чайковский. Усвоить понятие «Музыкальный пейзаж». Мультимедийный продукт  «Времена года»
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) урок№17, 19           (16)

20
21

Портретность музыки А. Бородина.
Цель: Создать условия для повторения принципов  построения формы рондо, поговорить о богатырской теме в русской музыке.
Объяснительно-иллюстративная Беседа, демонстрация Групповая Знать основные формы музыки.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Продуктивный
«Богатырская мелодия» из второй симфонии Бородина. «Песня о маленьком трубаче» муз. Никитина. Закрепить форму рондо; показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа (богатырского). Картина
«Богатыри» Васнецов.
«Два князя» Глазунов.
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) «Музыкальная комната» №20

22

Изобразительное начало музыки Л.В. Бетховена.
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся могли  сопоставить муз. образы рус. композитора Бородина и немецкого композитора Бетховена.
Поисковая Проблемные задания Групповая, парная Знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов.
Уметь выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии.
Продуктивный
Экспозиция главной темы увертюры «Кориолан». «Песня о маленьком трубаче» муз. Никитина.
Симфония №3 «героическая» ч.1
Бетховен
Показать значение музыки в создании героических образов; дать почувствовать, в каких случаях (произведениях) музыка может возбудить в нашем воображении героические образы. картины
Корина
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) «Музыкальная комната» №15

23
24

Мусоргский – автор ярких музыкальных портретов. Пейзаж в музыке Мусоргского.
Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся могли  сопоставить  образы в пр-ях Мусоргского и Репина. Помочь уч-ся увидеть рассвет жизни Русского гос-ва в «Рассвете…»
Поисковая Проблемные задания Групповая, парная Знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов.
Уметь устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Продуктивный
«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке» из оперы Мусоргский. Умение сопоставлять произведения живописи и музыки; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка»; углубить представления учащихся о многообразных связях музыки и живописи: музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. «Протодьякон» Репин.
CD энциклопедия
«Классической музыки»(видео из оперы)
CD “Учимся понимать музыку” (К.М.) урок№9, 12,13.
(16)