Тематическое планирование курса музыки для 1 класса (базовый уровень)

астоящий календарно-тематический план основан на использовании пособия Музыка. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр / автор.- сост. В.М. Самигулина
Автор: Фельдшерова С.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания и основан на использовании пособия Музыка. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр / автор.- сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2005. -159 с.
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебного комплекса:

  • Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 7.-М.: Музыка, 1971.
  • Искусство в школе. №№2/99; 3/99; 4/ 99; 3/00; 5/01.
  • Прибенина Г.А. Чайковский П.И. – М.: Музыка, 1986.
  • Музыкальная литература зарубежных стран / Под ред. Б. Левина. Выпуск V.-М.: Музыка, 1972.
  • Музыкальная литература зарубежных стран / Под ред. С. Царевой. Выпуск III.-М.: Музыка, 1983.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.
  • Русское народное творчество «Экспериментальная программа» Ширеева Н. С.
  • Андреева М., Конорова С. Первые шаги в музыке. - М.: Cоветский композитор,1991.
  • Алеев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М.: Просвещение, 1978.
  • Ершова А.П., Захарова С.А., Школяр Л.В. и др. Искусство в жизни детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  • Вендрова Т.С., Писарева И.В. Воспитание музыкой. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  • Критская С.Д. и др. Музыка 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2001.
  • Усачев В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М. Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.
  • Алеев В.В., Наумова Т.И. Музыка.1 класс: учебник.
  • Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2004.

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения музыке:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высоко-художественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.   

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

    • Приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
    • Овладение способами музыкальной  деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение, импровизация);
    • Освоение эмоционально-целлостной, познавательной, информационно- коммуникативной, рефлексивной компетенций.

    Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств  в различных сферах и ситуациях общения. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю,  культуру и музыку народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
    Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   
    Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития музыкальных  процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.