Тематическое планирование курса физики для 11 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Физика 11», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Автор: Елькина Г.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по физике для школ с гуманитарным профилем обучения 10–11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик 2004г.  Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Физика 11», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г., а также дополнительных пособий: для учителя
1.Методические материалы «Физика 11», Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г.
2. Сборник заданий и самостоятельных работ «Физика 11», Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г.
3. Тетрадь для лабораторных работ «Физика 11», Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, 2005г.
4. «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе ч.2», п/ред. А. А. Покровского, 1979г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»
6. Многоуровневые задачи с ответами и решениями Н. В. Лёзина, А. М. Левашов, 2004г
7. Тестовые задания по физике 11 класс. Н. И. Павленко, К. П. Павленко, 2004г
8. Физика: тренажеры для учащихся 9 – 11 классов и поступающих в вузы В. А. Шевцов, 2005г
Для учащихся:
1.   Учебник «Физика 11», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2005г

  • Сборник заданий и самостоятельных работ Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г
  • Тетрадь для лабораторных работ Л. Э. Генденштейн, Л. А. Кирик, И. М. Гельфгат, 2005г
  • Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
  • Сборник задач по физике Г. Н. Степанова 2003г

Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностносмысловой человеческой деятельности: коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения физике по курсу 11 класса:
- освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях, величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, для объяснения принципов работы механизмов, самостоятельной оценки достоверности новой информации физического содержания; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе самостоятельного приобретения знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творчески работ;
- воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованию высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использовать приобретенные знания и умения для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;
  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать  навыки научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физическихпроцессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться  учебный  процесс:  11  «А»  -  класс  экономическо-информационной  линии  дифференциации, 11 «В» - класс химико-биологической линии дифференциации, что предполагает базовый и повышенный уровни изучения физики. Преимущественной целью обучения физики в классах этого профиля является формирование у учащихся физической картины мира, которая формируется в результате структурирования научной информации об окружающей среде и позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определенных социально-исторических условиях.
В процессе обучения предполагается активное использование медиарессурсов лицея и информационных технологий. В лицейской медиатеке имеются следующие диски, способствующие не только повышению интереса учащихся к предмету, но и обеспечивающие повторение всего курса:

  • Физика. Виртуальный учебник
  • Физика в картинках
  • Электронный задачник по физике
  • Уроки физики(9кл)
  • Уроки физики(10кл)
  • Живая физика
  • Открытая физика
  • Репетитор по физике

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 11 «А» классе экономическо-информационной линии дифференциации и в 11 «В»классехимико-биологического профиля предполагается обучение в объеме 68 ч.
В соответствии с этим реализуется модифицированная  программа для школ с гуманитарным профилем обучения  10 –11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик 2004г., в объеме 68 часов.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Они предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятель­ности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса  физики.
На ступени полной, средней школы задачиучебных занятий (в схеме — планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-след­ственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифициро­вать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение раз­личать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.
Учащиеся приобретают навыки представления результатов ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
При профильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направ­ленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского резуль­тата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в разви­тии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной пози­ции учащегося в образовательном процессе.
При изучении физики в старшей школе осуществляется переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модуль­ный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодо­леть традиционную логику изучения материала – от единичного к обще­му и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна следующая схема изучения физическихпроцессов «всеобщее – общее – единичное».
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:
- способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно),
- составлять план, тезисы, конспект.
Специфика целей и содержания изучения физики на профильном уровне существен­но повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и го­товности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и са­мооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Требования к уровню подготовки учащихся выпускников средней школы с гуманитарным профилем обучения.

  • Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для формирования гипотез и теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория способна объяснять известные явления природы и научные факты; физическая теория  позволяет предсказать еще неизвестные явления природы и их особенности; при объяснении природных процессов (явлений) разрабатываются модели этих процессов; один и тот же природный объект (процесс) можно описать (исследовать) на основе разных моделей; законы физики и физические теории имеют границы применимости.

  • Владеть основными понятиями и законами физики.
    • Формулировать основные физические законы
    • Называть: основные структурные уровни строения вещества; фундаментальные взаимодействия в природе и их проявления; существенные признаки физических картин мира.
    • Приводить примеры: физических явлений и процессов; использование достижений физики для обеспечения прогресса цивилизации.
  • Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

3.1.  Излагать основную суть прочитанного физического текста.
3.2. Выделять в тексте учебника важнейшие категории научной информации (описание явления и опыта; выдвижение гипотезы; моделирование объектов и процессов; формулировка теоретического вывода и его интерпретация; экспериментальная проверка гипотезы или теоретического предсказания).