Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по физике для школ с гуманитарным профилем обучения: «10 –11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, 2004 г».Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г., а также дополнительных пособий и Интернет ресурсов:
для учителя:
- Методические материалы «Физика 10», Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г.
- Сборник заданий и самостоятельных работ «Физика 10», Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г.
- Тетрадь для лабораторных работ «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат, 2005г.
- Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1\под ред. А. А Покровского\, 3-е изд., М: Просвещение, 1978.
- Многоуровневые задачи с ответами и решениями Н.В.Лёзина, А.М.Левашов, 2004г
- Тестовые задания по физике Н.И.Павленко, К.П.Павленко, 2004г
- Пособие по физике. С.П. Мясников, Т.Н. Осанова. М.: «Высшая школа». 1988.
- «Физика в 10 классе. Модели уроков», Ю. А. Сауров, 2005г.
- «Термодинамика. Модели уроков», Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский,. 2000г.
- Физика: тренажеры для учащихся 9 – 11 классов и поступающих в вузы В. А. Шевцов, 2005г
- «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.
- Физика. Дидактические материалы 10 класс А. Е. Марон, Е. А. Марон, 2006г
- Реальные варианты ЕГЭ. 2007. М.: Вентана-Граф, 2007г
- www.festival.1september.ru
- www.lessons.fizikam.ru
- www.kvant.mccme.ru
- www.uroki.ru
- www.edios.ru
- http://rostest.runnet.ru—WWW
Для учащихся:
1. Учебник «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2005г
- Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, 2005г
- Тетрадь для лабораторных работ Л. Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, 2005г
- Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
- Сборник задач по физике Г.Н. Степанова 2003г
- www.obraz.narod.ru
- www.kvant.mccme.ru
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило следующие цели обучения физике в курсе 10 класса:
- освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики.Это содержание обучения является базой для развития познавательной и коммуникативной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияфизических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения задач, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящая рабочая программа учитывает направленность и особенности классов, в которых будет осуществляться учебный процесс:
10 «А» - класс экономической направленности, 10 «Б» - класс химико-биологической направленности, 10 «В» - класс технологической направленности с профессиональной подготовкой по профессиям «повар», «портной» «столяр», 10 «Г» - класс филологической направленности; 10 «Ф» - класс, специализируемый по футболу. Контингент учащихся 10 Ф класса составляют мальчишки. Таким образом, для повышения интереса к предмету предполагается делать акцент на технической направленности изучаемого материала.
Преимущественной целью обучения физики в классах указанного профиля является формирование у учащихся физической картины мира, которая формируется в результате структурирования научной информации об окружающей среде и позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определенных социально-исторических условиях.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа для школ с гуманитарным профилем обучения 10 –11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик 2004г. Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, а также в вынесении 10 часов лабораторных работ на лабораторный практикум в конце изучения курса физики 10 класса. Изучение материала предполагается в объеме 68 часов, в том числе, для проведения
- контрольных работ – 5 часов
- практических работ и создания проектов - 5 часов
- лабораторных работ - 11 часов
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю). На основании требований к минимальному объему содержания образования по физике в 10 классе и с учетом направленности классов реализуется программа на базовом и углубленном уровнях. С учетом этого выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельного предмета «физика») к межпредметным и интегративным результатам. В государственном стандарте такие результаты зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о методах научного познания в ходе изучения курса физики в 10 классебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков и методов обучения, в том числе методики проблемных дискуссий, самостоятельного физического эксперимента, деловых игр, групповых форм обучения.
Задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, постулаты.
В системе лицейского образования большое внимание при обучении физики в 10 классе уделяется творческим работам и проектной деятельности в ходе выполнения которых учащиеся должны приобрести умения: по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач; формулированию проблемы и цели своей работы; выбору адекватных способов и методов решения задач; прогнозированию ожидаемого результата.
Методика организации занятий может быть представлена следующим образом: теоретическая часть направлена на актуализацию знаний, составление опорных схем и алгоритмов, а также изучению нестандартных методов решения физических задач. Освоение новых методов в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Эффективным методом является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ученику последовательности действий и операций. В основе чего лежит составление алгоритма. Применяя алгоритм, ученик должен научиться двигаться от самых общих примеров к все более частным. Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата,внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. И наконец, необходимо всячески поощрятьактивность учащихся, их участие в различных формах дискуссий.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса включает:
- тетради для лабораторных работ (по количеству учащихся в классах),
- раздаточный материал для контрольных работ,
- комплекты лабораторных установок по 10 темам (по количеству учащихся в классах),
- 16 тематических компьютерных тестов, созданных в программе оболочке «examenator»
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается активное использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Физика. Виртуальный учебник,
- Физика в картинках,
- Электронный задачник по физике,
- Уроки физики (9кл),
- Уроки физики (10кл),
- Живая физика,
- Открытая физика. Ч 1 и Ч 2,
- Репетитор по физике,
- «Лабораторные работы по физике. Виртуальная физическая лаборатория». 10 класс. CD-ROM. Дрофа . 2006г,
- Фото и видеоколлекция физических экспериментов,
- Видеозадачи по физике.
- Свободно распространяемая программа-оболочка для тестирования знаний учащихся: examenator.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-х классов с гуманитарным профилем обучения:
должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах,
должны уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике и космонавтики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых тепловых приборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.