Тематическое планирование курса физики для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г
Автор: Марчук Э.В.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана применительно к учебной программе по физике для школ с гуманитарным профилем обучения: «10 –11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик, 2004 г».Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г., а также дополнительных пособий и Интернет ресурсов:
для учителя:

  • Методические материалы «Физика 10», Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г.
  • Сборник заданий и самостоятельных работ «Физика 10», Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г.
  • Тетрадь для лабораторных работ «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат, 2005г.
  • Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.1\под ред. А. А Покровского\, 3-е изд., М: Просвещение, 1978.
  • Многоуровневые задачи с ответами и решениями Н.В.Лёзина, А.М.Левашов, 2004г
  • Тестовые задания по физике Н.И.Павленко, К.П.Павленко, 2004г
  • Пособие по физике. С.П. Мясников, Т.Н. Осанова. М.: «Высшая школа». 1988.
  • «Физика в 10 классе. Модели уроков», Ю. А. Сауров, 2005г.
  1. «Термодинамика. Модели уроков», Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский,. 2000г.
  2. Физика: тренажеры для учащихся 9 – 11 классов и поступающих в вузы В. А. Шевцов, 2005г
  3. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.
  4. Физика. Дидактические материалы 10 класс А. Е. Марон, Е. А. Марон, 2006г
  5. Реальные варианты ЕГЭ. 2007. М.: Вентана-Граф, 2007г
  6. www.festival.1september.ru
  7. www.lessons.fizikam.ru
  8. www.kvant.mccme.ru
  9. www.uroki.ru
  10. www.edios.ru
  11. http://rostest.runnet.ru—WWW

   Для учащихся:     
1.   Учебник «Физика 10», Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2005г

  • Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, 2005г
  • Тетрадь для лабораторных работ Л. Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, 2005г
  • Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г
  • Сборник задач по физике Г.Н. Степанова 2003г
  • www.obraz.narod.ru
  • www.kvant.mccme.ru

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило следующие цели обучения физике в курсе 10 класса:

  • освоение знаний о методах научного познания; механических и тепловых процессах и явлениях и величинах их характеризующих; законах, которым они подчиняются; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания для объяснения разнообразных механических и тепловых явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельностей;
  • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики.Это содержание обучения является базой для развития познавательной  и коммуникативной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияфизических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения задач, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Настоящая рабочая программа учитывает направленность и особенности классов, в которых будет осуществляться учебный процесс:
10 «А» -  класс экономической направленности, 10 «Б» - класс химико-биологической направленности, 10 «В» - класс технологической направленности с профессиональной подготовкой по профессиям «повар», «портной» «столяр», 10 «Г» - класс филологической направленности; 10 «Ф» -  класс, специализируемый по футболу. Контингент учащихся 10 Ф класса  составляют мальчишки. Таким образом, для повышения интереса к предмету предполагается делать акцент на технической направленности изучаемого материала.
Преимущественной целью обучения физики в классах указанного профиля является формирование у учащихся физической картины мира, которая формируется в результате структурирования научной информации об окружающей среде и позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определенных социально-исторических условиях.
В соответствии с этим реализуется модифицированная  программа для школ с гуманитарным профилем обучения  10 –11 классы, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, Л. А. Кирик 2004г. Модификация программы состоит в переименовании некоторых тем с целью сокращения их названия, а также в вынесении 10 часов лабораторных работ на лабораторный практикум в конце изучения курса физики 10 класса. Изучение материала предполагается в объеме 68 часов, в том числе, для проведения

    • контрольных работ – 5 часов
    • практических работ и создания проектов - 5 часов
    • лабораторных работ  - 11 часов

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов (2 часа в неделю). На основании требований к минимальному объему содержания образования по физике в 10 классе и с учетом направленности классов реализуется программа на базовом и углубленном уровнях. С учетом этого выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельного предмета «физика») к межпредметным и интегративным результатам. В государственном стандарте такие результаты зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений о методах научного познания в ходе изучения курса физики в 10 классебудет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков и методов обучения, в том числе методики проблемных дискуссий, самостоятельного физического эксперимента, деловых игр, групповых форм обучения.
Задачи учебных занятий (в схеме — планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-след­ственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифициро­вать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение раз­личать факты, мнения, доказательства, гипотезы, постулаты.
В системе лицейского образования большое внимание при обучении физики  в 10 классе уделяется творчес­ким работам  и проектной деятельности в ходе выполнения которых учащиеся должны приобрести умения: по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач; форму­лированию проблемы и цели своей работы; выбору адекватных способов и методов реше­ния задач; прогнозированию ожидаемого результата.
Методика организации занятий может быть представлена следующим образом: теоретическая часть направлена на актуализацию знаний, составление опорных схем и алгоритмов, а также изучению нестандартных методов решения физических задач. Освоение новых методов в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Эффективным методом является та­кое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения.   Каждый   последующий   этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления. Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения  является разъ­яснение ученику последовательности действий и операций. В основе чего лежит составление алгоритма. Применяя алгоритм, ученик должен научиться двигаться от самых общих примеров к все более частным. Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связан­ные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на  занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекатель­ных и посильных ребенку заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата,внима­тельное и бережное отношение к детскому творчеству, индивиду­альный подход. И наконец, необходимо всячески поощрятьактивность учащихся, их участие в различных формах дискуссий.
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса включает:

      • тетради для лабораторных работ (по количеству учащихся в классах),
      • раздаточный материал для контрольных работ,
      • комплекты лабораторных установок по 10 темам (по количеству учащихся в классах),
      •  16 тематических компьютерных тестов, созданных в программе оболочке «examenator»

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается активное использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Физика. Виртуальный учебник,
  • Физика в картинках,
  • Электронный задачник по физике,
  • Уроки физики (9кл),
  • Уроки физики (10кл),
  • Живая физика,
  • Открытая физика. Ч 1 и Ч 2,
  • Репетитор по физике,
  • «Лабораторные работы  по физике. Виртуальная физическая лаборатория». 10 класс. CD-ROM.  Дрофа . 2006г,
  • Фото и видеоколлекция физических экспериментов,
  • Видеозадачи по физике.
  • Свободно распространяемая программа-оболочка для тестирования знаний учащихся: examenator.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-х классов с гуманитарным профилем обучения:
должны знать/понимать: смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, постулат, атом, молекула; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, термодинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики в изучаемых разделах,
должны уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике и космонавтики; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых тепловых приборов, оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.