Тематическое планирование курса физики для 9 класса (профильный уровень) по Перышкину

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс» - Пёрышкин А.В.и ориентирован на использование учебника: «Физика 9 класс» - Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.
Автор: Марчук Э.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (9)

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (15 часов):
Цель: а) дать представления о современной модели строения атома и радиоактивности, б) находить массовое и зарядовое числа используя закон сохранения последних, вычислять период полураспада атомных ядер и энергию связи ядра, в) практически применять физические знания для защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.

88

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение

фронтальная; оставление краткого конспекта лекции

Учащиеся должны познакомиться с понятием радиоактивности и получить представление о сложном составе атома, знать виды радиоактивных излучений исходя из опыта Резерфорда. Учащиеся должны уметь объяснять опыт Резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения атомов радия. Продуктивный уровень

Должны знать понятия: радиоактивность, опыт Резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения радия, ?, ?, и ?- излучения. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения и атома. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: радиоактивность, опыт Резерфорда по док-ву сложного состава радиоактивного излучения радия, ?, ?, и ?- излучения. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда, природу ?, ?, и ?- излучения. Продуктивный уровень.

умение перефразировать мысль, делать выводы

иллюстрации опытов резерфорда на доске

89

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, беседа.

групповая, фронтальная

Учащиеся должны познакомиться с различными моделями атома и знать современные представления на структуру атома. Учащиеся должны уметь истолковывать опыт Резерфорда. Продуктивный уровень

Должны знать понятия: опыт Резерфорда по рассеянию ?-частиц, модель атома Томсона, планетарная модель атома Резерфорда. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда по рассеянию  ?-частиц и сложности становления планетарной модели атома Резерфорда. Продуктивный уровень.

Должны знать: опыт Резерфорда по рассеянию ?-частиц, модель атома Томсона, планетарная модель атома Резерфорда. Должны уметь: объяснять опыт резерфорда по рассеянию  ?-частиц и сложности становления планетарной модели атома Резерфорда. Продуктивный уровень.

умение вступать в диалог, приводить примеры

Мульти-медийные ресурсы, опорные конспекты учащихся

90

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, решение задач

фронтальная; работа со сборником задач

Учащиеся должны знать закон сохранения массового и зарядового чисел, уравнения ?, ?, и ?- распадов. Учащиеся должны уметь находить массовое и зарядовое числа по табл. Менделеева. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: массовое и зарядовое число, закон сохранения массового и зарядового числа, радиоактивные превращения, ?, ?, и ?- распады. Должны уметь: решать простейшие задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: массовое и зарядовое число, закон сохранения массового и зарядового числа. Должны уметь решать задачи с применением законов радиоактивного смещения. Продуктивный уровень.

умение высказывать свое мнение, вступать в диалог

сборник задач, опорные конспекты учащихся

91

Решение задач: «радиоактивные превращения».

поисковая

решение упражнений, фронтальный и  индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

фронтальная, индивидуальная, работа с таблицей Менделеева, работа с таблицей элементарных частиц.

Должны знать правила смещения, зарядовое и массовое число. Должны уметь: определять по таблице Менделеева зарядовое и массовое число, решать задачи на правила смещения. Продуктивный уровень.

Должны знать правила смещения, зарядовое и массовое число. Учащиеся должны научиться пользоваться законом сохранения массового и зарядового чисел при составлении уравнений различных видов радиоактивных распадов. Продуктивный уровень

Должны знать правила смещения, зарядовое и массовое число. Учащиеся должны научиться пользоваться законом сохранения массового и зарядового чисел при составлении уравнений различных видов радиоактивных распадов. Продуктивный уровень

умение выбирать наилучший способ решения, анализировать условие и результат решения задачи

дидактические и раздаточные материалы. Таблица Менделеева.

92

Экспериментальные методы исследования частиц.

исследовательская

групповое обсуждение, мозговой шторм

групповая; защита рефератов

Учащиеся должны знать принцип работы и устройство камеры Вильсона и счетчика Гейгера. Продуктивный уровень

Должны уметь: объяснять устройство и принцип работы камеры Вильсона, счетчика Гейгера. Должны знать понятия: трек частицы. Творческий уровень.

Должны уметь: объяснять устройство и принцип работы камеры Вильсона, счетчика Гейгера. Должны знать понятия: трек частицы. Творческий уровень.

 умение вступать в диалог, оппонировать, отстаивать свою точку зрения, ставить цель.

Демонстрация камеры Вильсона и счетчика Гейгера, рефераты и компьютерные презентации учащихся

93

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение, постановка и решение проблемной ситуации

фронтальная;  работа с учебником

Учащиеся должны знать историю открытия протона и нейтрона. Должны уметь изображать структуру атома.  Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: протон, нейтрон. Должны уметь: объяснять опыты по обнаружению протона и нейтрона. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: протон, нейтрон. Должны уметь: объяснять опыты по обнаружению протона и нейтрона Продуктивный уровень. на основе правил смещения.

умение выделять главную мысль в тексте, формулировать мысль

фотографии треков протонов и нейтронов в камере Вильсона.

94

Состав атомного ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы.

поисковая

решение задач, фронтальный опрос, тестирование

фронтальная, индивидуальная; работа  с таблицами элементарных частиц, таблицей Менделеева, сборником задач

Учащиеся должны уметь определять состав атомного ядра и структуру атома по табл. Менделеева. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: массовое и зарядовое числа, ядерные силы. Должны уметь: объяснять строение атома на основе современных представлений. Продуктивный уровень.

Должны уметь определять строение атома по периодической системе Менделеева решать задачи с использованием закона сохранения массового и зарядового чисел. Продуктивный уровень.

умение выбирать наилучший способ решения, анализировать условие и результат решения задачи

Таблица Менделеева.

95

Энергия связи. Дефект масс.

Объяснительно-иллюстративная

решение задач, индивидуальный опрос, тестирование

групповая, индивидуальная; работа со сборником задач, таблицами элементарных частиц

должны иметь представления об энергии связи и различии масс ядра атома и суммы масс нуклонов его составляющих. Должны уметь решать простейшие задачи по теме. Продуктивный уровень

Должны знать понятия: энергия связи, дефект масс, нуклон. Должны уметь: рассчитывать энергию  связи при решении типичных задач. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: энергия связи, дефект масс, нуклон. Должны уметь: применять закон сохранения энергии для расчета энергии связи. Продуктивный уровень.

умение пользоваться таблицами, анализировать условия задачи, делать выводы

таблица элементарных частиц

96

Решение задач: «Энергия связи. Дефект масс».

поисковая

упражнения, фронтальный опрос

фронтальная; решение задач; работа с алгоритмами по механике, таблицами элементарных частиц

Должны научиться находить дефект масс, и энергию связи ядра атома.

Должны уметь: решать задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел, рассчитывать энергию связи  и дефект масс. Продуктивный уровень.

Должны уметь: решать задачи на закон сохранения массового и зарядового чисел, рассчитывать энергию связи  и дефект масс по закону сохранения. Продуктивный уровень.

умение обобщать свои знания, делать выводы, строить гипотезы, анализировать условия задачи

таблица элементарных частиц, таблица Менделеева.

97

Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, мысленный эксперимент учащихся, убеждение

фронтальная, групповая; составление конспекта, работа с таблицами критических масс.

Учащиеся должны знать понятия капельной модели деления ядер урана, критической массы, условия прохождения цепной ядерной реакции. Учащиеся должны уметь объяснять на основе капельной модели деление ядер урана, принцип прохождения цепной ядерной реакции. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: цепная ядерная реакция, критическая масса, капельная модель. Должны уметь: объяснять прохождение цепной ядерной реакции на основе капельной модели. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: цепная ядерная реакция, критическая масса, капельная модель. Должны уметь: объяснять прохождение цепной ядерной реакции на основе капельной модели. Продуктивный уровень

умение передать прослушанный текст в сжатом виде, участвовать в диалоге приводить примеры

таблица критических масс, плакат деления ядра урана

98

Ядерный реактор.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, индивидуальный опрос

фронтальная, групповая; работа с книгой, составление конспекта

Учащиеся должны знать принцип работы ядерного реактора. Должны уметь: объяснять способы замедления ядерной реакции. Продуктивный уровень

Должны знать понятия: ядерный реактор, контролируемая ядерная реакция. Должны уметь: объяснять принцип работы ядерного реактора. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: ядерный реактор, контролируемая ядерная реакция. Должны уметь: объяснять принцип работы ядерного реактора. Продуктивный уровень.

умение вступать в диалоговое общение, правильно формулировать свои мысли.

плакат, опорные конспекты учащихся

99

Атомная энергетика

исследовательская

мозговой штурм, групповое обсуждение

групповая; защита проектов

Учащиеся должны иметь общие представления о развитии атомной энергетики. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: АЭС. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: АЭС. Должны уметь объяснять принцип Работы АЭС. Продуктивный уровень.

умение подбирать аргументы, корректно оппонировать собеседника, ставить цель и задачи исследования

проекты учащихся

100

Биологическое действие радиации. Изотопы.

Объяснительно-иллюстративная

лекция, убеждение, создание проблемной ситуации

фронтальная, работа с лекционным материалом

Учащиеся должны иметь представления о допустимой для человека дозе радиации, действии радиации на организм, применении радиоактивных изотопов. Должны уметь: приводить примеры использования изотопов.

Должны знать понятия: ионизирующее излучение, облучение, доза радиации, единица дозы поглощенного излучения в СИ – грэй, меры предосторожности от радиации. Должны уметь: защищаться от радиоактивного излучения. Творческий уровень.

Должны знать понятия: ионизирующее излучение, облучение, доза радиации, единица дозы поглощенного излучения в СИ – грэй, меры предосторожности от радиации. Должны уметь: защищаться от радиоактивного излучения. Творческий уровень.

умение передавать информацию в сжатом письменном виде, делать выводы

плакаты

101

Термоядерный синтез.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение, индивидуальный опрос

фронтальная, индивидуальная, работа с опорными конспектами, дидактическими корточками

Учащиеся должны иметь представления о возможности прохождения термоядерного синтеза условий его протекания, водородной бомбе. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: термоядерный синтез, водородная бомба. Должны уметь: объяснять условия прохождения термоядерного синтеза. Продуктивный уровень.

Должны уметь объяснять условия протекания термоядерного синтеза и принцип работы водородной бомбы. Продуктивный уровень.

умение выделять главную мысль, вступать в диалог, приводить примеры.

раздаточные дидактические карточки

102

К\р: «Строение атома и атомного ядра».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуальная.

 

 

 

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме. 

контрольные и измерительные материалы