Тематическое планирование курса физики для 9 класса (профильный уровень) по Перышкину

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 9 класс» - Пёрышкин А.В.и ориентирован на использование учебника: «Физика 9 класс» - Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.
Автор: Марчук Э.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (5)

Механические колебания и волны. Звук (19 часов):
Цель: а) научить определять характеристики колебательного движения и механических волн графическим и аналитическим способами; рассчитывать расстояния до объектов при отражении звука, б) проводить опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

50

Колебательное движение

Объяснительно-иллюстративная

лекция беседа, фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная; составление опорного конспекта лекции

Должны знать: понятие колебательного движения. Должны уметь приводить примеры колебательных движений. Продуктивный  уровень.

Должны знать: понятие колебательного движения и колебательного процесса. Должны уметь приводить примеры колебательных движений и колебательных процессов. Продуктивный уровень

Должны знать: понятие колебательного движения и колебательного процесса. Должны уметь приводить примеры колебательных движений и колебательных процессов. Продуктивный уровень

смыслового анализа прослушанного текста, умение составлять план и опорный конспект

Демонстрации пружинного, физического и математического маятников

51

Свободные колебания. Маятник.

Объяснительно-иллюстративная

лекция беседа, фронтальный эксперимент, убеждение.

фронтальная

Должны знать понятия: свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы. Продуктивный уровень.

Должны знать: крутильные колебания, Маятник Максвелла. Должны уметь: приводить примеры мех. колебаний, графически изображать возвращающие силы в простейших случаях. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: свободные колебания, маятник, математический и физический маятник. Должны уметь: графически изображать возвращающие силы для различных колебательных систем. Продуктивный уровень.

смыслового анализа прослушанного текста, умение составлять план и опорный конспект, делать выводы и приводить примеры из жизни

Демонстрация математического, крутильного, физического маятника, маятника Максвелла.

52

Величины, характеризую-щие колебательное движение. Гармонические колебания.

Объяснительно-иллюстративная

фронтальный опрос, демонстрацион-ный эксперимент, создание проблемной ситуации

фронтальная, групповая; составление таблицы, работа с книгой

Должны знать понятия: период, частота, амплитуда, фаза, начальная фаза, гармонические колебания, циклическая частота. Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень.

Должны знать: зависимость периода математического маятника от длины подвеса, зависимость пружинного маятника от массы тела и жесткости пружины. Уметь: Находить ускорение свобод. падения с помощью нитяного маятника. Исследователь-ский уровень.

Должны знать: зависимость периода математического маятника от длины подвеса, зависимость пружинного маятника от массы тела и жесткости пружины. Уметь: Находить ускорение свобод. падения с помощью нитяного маятника. Исследователь-ский уровень.

умение пользовать выразительными средствами языка (таблицами, графиками), умение производить информационно-смысловой анализ прочитанного текста, умение выделять главное

1) Зависимость периода колебаний математического маятника от длины подвеса, 2) Зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы и жесткости пружины, 3) Опыт по рис. 59, 61 учебника.

53

Решение задач: «Характеристики колебательного движения».

репродуктивная

решение упражнений, тренинг, тестирование,

групповая, индивидуаль-ная, работа с тестовыми материалами, опорными конспектами.

Должны научиться находить амплитуду, частоту фазу колебаний и координату колеблющегося тела в любой момент времени.

Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень

Должны уметь: составлять уравнение гармонических колебаний, аналитически и графически находить величины харак. колеб. движение. Продуктивный уровень

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме.

Дидактические тестовые материалы материалы.

54

Л/р: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

исследователь-ская.

создание проблемной ситуации, самостоятельный эксперимент учащихся

парная; работа с тетрадями для лабораторных и контрольных работ.

Должны знать: величины характериз. колеб. движение, связь между ними, уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследователь-ский уровень.

Должны знать: уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследователь-ский уровень.

Должны знать: уравнение гармонич. колебаний, период математич. маятника. Должны уметь: проводить простейший эксперимент по исследованию механических колебаний. Исследователь-ский уровень.

умение проводить сравнение, составлять план проведения исследования, целеполагание.

тетрадь для контрольных и лабораторных работ.

55

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.

Объяснительно-иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, тестирование, демонстрацион-ный эксперимент

построение графиков, работа со сборником задач

Должны уметь объяснять причины затухания колебаний и превращения механической энергии при колебательном движении различных систем. Продуктивный уровень

Должны знать понятия: затухающие колебания, причины затухания колебаний, вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. Должны уметь: применять закон сохр. энергии при решении простейших задач по теме. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: вынужденные колебания, , автоколебания. Должны уметь: решать комбинированные задачи энергетическим подходом. Продуктивный уровень.

умение стоить гипотезы, умение приводить примеры и выделять главное из прослушанного текста.

Демонстрация колебаний математического, пружинного, физического и др. видов маятников.

56

Решение задач: «Превращение энергии при колебательном движении»

репродуктивная

тренинг, индивидуальный опрос, тестирование

индивидуальна, групповая; работа с тестовыми материалами, опорными конспектами.

Должны знать характер. колеб. движений. Должны уметь решать простейшие качественные и расчетные задачи  по теме. Продуктивный уровень

Должны знать характер. колеб. движений. Должны научиться находить кинетическую и потенциальную энергии в любой момент времени. Продуктивный уровень

Должны знать характер. колеб. движений. Должны научиться находить кинетическую и потенциальную энергии в любой момент времени. Продуктивный уровень

умение проводить дедукцию, проводить смысловой анализ задачи, систематизировать знания

Дидактические материалы.

57

Вынужденные колебания. Резонанс.

Объяснительно-иллюстративная

индивидуальный опрос, беседа, тестирование, демонстрацион-ный эксперимент

построение резонансной кривой, работа с учебником, работа с опорными конспектами.

Должны знать понятия: вынужденные колебания, собственные колебания, резонанс, условия наступления  резонанса. Должны уметь качественно объяснять резонанс. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: вынужденные колебания, резонанс, собственные колебания, частота собственных колебаний, вынуждающая сила. Должны уметь: рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний. Продуктивный уровень.

Должны знать понятия: вынужденные колебания, резонанс. Должны уметь: строить резонансную кривую и находить графически и аналитически резонансную частоту. Исследователь-ский уровень

умение выделять главное и составлять план-конспект, умение работать с графическим представлением физических данных

Демонстрация вынужденных колебаний (1, опыт 53)1, демонстрация резонанса.

58

Решение задач: «Вынужденные колебания. Резонанс.»

поисковая

тренинг, проблемные задания индивидуальный опрос, тестирование

индивидуальна, групповая; работа с тестовыми материалами, опорными конспектами.

Должны уметь: решать качественные и расчетные задачи на условия резонанса с применением энергетического подхода. Продуктивный уровень.

Должны уметь: решать качественные и расчетные задачи на условия резонанса с применением энергетического подхода. рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний.  Продуктивный уровень.

Должны уметь: рассчитывать резонансную частоту и объяснять причины затухания колебаний, строить резонансную кривую и находить графически и аналитически резонансную частоту. Исследователь-ский уровень

умение выбирать оптимальный способ решения задачи, систематизировать знания и делать выводы

разноуровневые проблемные задания по теме, тестовые материалы

59

К/р: «Механические колебания».

репродуктивная

выполнение упражнений

индивидуаль-ная.

 

 

 

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме. 

контрольные и измерительные материалы