Тематическое планирование курса физики для 8 класса (базовый уровень) по Перышкину

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 8 класс» - Пёрышкин А.В., М., Дрофа, 2001г и ориентирован на использование учебника: «Физика 8 класс» - Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.
Автор: Марчук Э.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч) (3)

Электрические явления (26 часов).
Цель: а) научить наблюдать и описывать электрические явления; б) Решать комбинированные задачи, и задачи повышенного уровня сложности; в) измерять физические величины: силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность тока; г) проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.

26

Электризация. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Объяснительно иллюстративная

лекция, убеждение, фронтальный эксперимент

фронтальная; составление опорного конспекта.

Должны знать: понятия: электризация трением, эл. заряд
Должны уметь:  Объяснять электризацию трением, решать качественные задачи на электризацию и взаимодействие эл\ зарядов. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия: электризация трением, эл. заряд
Должны уметь:  Объяснять электризацию трением, решать качественные задачи на электризацию и взаимодействие эл\ зарядов в усложненной ситуации. Продуктивный уровень.

проведение  смыслового анализа прослушанного текста, умение составлять план и опорный конспект

1) Электризация различных тел (по рис. 28, 29 учебника), 2) Взаимодействие наэлектризованных тел (по рис. 30, 31 учебника).

27

Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

Проектная, имитационное моделирование

Исследование, проектирование, создание продукта при консультировании педагога

Парная. Создание самодельного электроскопа, работа с учебником

Должны знать: понятия: электрометр, электроскоп, проводник, диэлектрик.
Должны уметь:  делать из подручных средств электроскоп. Творческий уровень.

Должны знать: понятия: электрометр, электроскоп, проводник, диэлектрик.
Должны уметь:  делать из подручных средств электроскоп и исследовать с помощью его электрические свойства тел. исследовательский уровень.

умение анализировать прочитанный текст, умение работать в паре, строить гипотезы и делать выводы

Электрометр и электроскоп, набор диэлектриков и проводников

28

Электрическое поле

Объяснительно иллюстративная

беседа, тренинг, тестирование

фронтальная, индивидуальная; выполнение упражнений,

Должны знать: понятия: электрическое поле. Должны уметь: объяснять взаимодействие эл\ зарядов на основе представлений об электрическом поле. Решать качественные задачи. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия: электрическое поле. Должны уметь: объяснять взаимодействие эл\ зарядов на основе представлений об электрическом поле. Решать качественные задачи в усложненной ситуации. Продуктивный уровень.

информационно-смысловой анализ условия задачи, формулирование выводов, приведение примеров,

1) Электрическое поле заряженных шариков и других тел (по рис. 36 учебника), 2) Взаимодействие заряженных шариков в безвоздушном пространстве (по рис. 35 учебника).

29

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Объяснительно иллюстративная

фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, тестирование, фронтальный эксперимент, мозговой штурм.

фронтальная, индивидуальная, решение задач, работа с книгой.

Должны знать: понятия: делимость эл\заряда, электрон, ед. изм. эл\ заряда – Кулон, протон, нейтрон, ион. Должны уметь: объяснять опыт Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Репродуктивный уровень.

Должны знать: понятия: делимость эл\заряда, электрон, ед. изм. эл\ заряда – Кулон, протон, нейтрон, ион, закон сохранения эл\заряда. Должны уметь: объяснять опыт Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Уметь решать задачи на закон сохр. эл\заряда. Продуктивный уровень.

умение систематизировать знания, умение выделять главное, умение участвовать  в диалоге.

1) Опыт по рис. 37, 38 в учебнике, 2) таблица «строение атома».

30

Объяснение электрических явлений

репродуктивная

беседа, работа с книгой,  тестирование. 

фронтальная, индивидуальная; решение задач, 
работа с тестовыми материалами

Должны знать: понятия: заряд, протон, нейтрон, электрон, ион, диэлектрик, проводник, атом, электрическое поле. Должны уметь: объяснять электризацию при соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, передачу части заряда от одного тела к другому. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия: заряд, протон, нейтрон, электрон, ион, диэлектрик, проводник, атом, электрическое поле. Должны уметь: объяснять электризацию при соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, передачу части заряда от одного тела к другому, притяжение незаряженных проводящих тел к заряженному. Продуктивный уровень.

умение перевести условие задачи на язык математики и физики, делать выводы, вступать в диалог

тестовые материалы, опыты по рис. 40 и 41 в учебнике.

31

Электрический ток. Источники тока.

Объяснительно иллюстративная

рассказ, беседа, упражнения, демонстрация

фронтальная, групповая. Делают опорный конспект, приводят примеры, решают задачи.

Должны знать: понятия: электрический ток, источник тока, гальванический элемент, аккумулятор. Должны уметь: приводить примеры источников тока, различать гальванический элемент и аккумулятор. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия: электрический ток, источник тока, гальванический элемент, аккумулятор. Должны уметь: приводить примеры источников тока, различать гальванический элемент и аккумулятор решать качественные задачи в усложненной ситуации по теме. Продуктивный уровень.

умение вычленять главное из прослушанного текста, конспектировать, приводить примеры, анализировать условие задачи.

1) Источники тока, 2) сборка и действие модели аккумулятора.

32

К\р: «Электризация. Строение атома»

репродуктивная

самостоятельная работа, упражнения

индивидуальная. Решение контрольных заданий.

Должны знать: основные понятия и формулы по теме
Должны уметь: применять знания на практике при решении задач. Репродуктивный уровень.

Должны знать: основные формулы по теме
Должны уметь: применять знания на практике при решении задач усложненного типа. Продуктивный уровень.

умение применять полученные знания на практике при решении задач, проводить самоанализ знаний по теме.

контрольные и измерительные материалы

33

Электрическая цепь и её составные части

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, демонстрация, упражнения.

фронтальная. Составление опорного конспекта, решение задач, работа с книгой.

Должны знать: понятие схемы, внешней электрической цепи и её элементы, условные обозначения  элементов электрической цепи. Должны уметь: чертить условные обозначения элементов эл\цепей, чертить схемы в простейших случаях. Репродуктивный уровень.

Должны знать: понятие схемы, внешней и внутренней электрической цепи и её элементы, условные обозначения  элементов электрической цепи. Должны уметь: чертить схемы, используя условные обозначения элементов эл\цепей в усложненной ситуации. Продуктивный уровень.

умение выделять главное из сказанного, умение участвовать  в диалоге, умение графически выражать мысли.

Составление электрической цепи по рис. 49 в учебнике.

34

Электрический ток в металлах. Направление тока. Действия тока.

Репродуктивная

упражнения, работа с книгой (сборник задач),  беседа.

фронтальная, групповая, решение задач на составление схем электрических цепей.

Должны знать: понятия: кристаллическая решетка, свободные электроны; направление электрического тока. Должны уметь: объяснять действия электрического тока, составлять схемы эл\цепей с указанием направления эл\тока. Репродуктивный уровень.

Должны знать: понятия: кристаллическая решетка, свободные электроны; направление электрического тока. Должны уметь: объяснять действия электрического тока и приводить примеры практического применения, составлять схемы эл\цепей с указанием направления эл\тока. Продуктивный уровень.

умение применять алгоритм построения схем, смысловой анализ условия задачи, умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов.

Демонстрация действий эл\тока.

35

Сила тока. Амперметр.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ. демонстрация, решение задач, индивидуальный тестирование

Фронтальная, индивидуальная. Составление опорного конспекта, решение задач, работа с тестом.

Должны знать: понятия: сила тока, ед\измерения силы тока - Ампер, Амперметр. Должны уметь: условно изображать прибор на схемах, находить силу тока по определению в простейших случаях, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия: сила тока, ед\измерения силы тока - Ампер, Амперметр. Должны уметь: включать амперметр в электрическую цепь и условно изображать прибор на схемах, находить силу тока по определению в усложненной ситуации, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень.

умение анализировать условие задачи, вычленять главное и делать выводы, применять выразительные средства отображения информации (схемы).

тестовые материалы, амперметр, взаимодействие 2-х параллельных проводников с током.

36

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Объяснительно-иллюстративная

беседа, создание проблемной ситуации, демонстрационный эксперимент.

фронтальная, групповая; работа с книгой, решение задач, ответы навопросы.

Должны знать: понятия:  электрическое напряжение, ед\изм.- вольт, условное изображение вольтметра  на схемах. Включение вольтметра в цепь. Должны уметь: решать простейшие задачи по теме. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятия:  электрическое напряжение, ед\изм.- вольт, условное изображение вольтметра  на схемах. Включение вольтметра в цепь. Должны уметь: изображать вольтметр на схемах, решать простейшие задачи по теме. Продуктивный уровень.

умение приводить примеры, вчитываться в условие задачи, перефразировать мысль и записать на языке математики и физики, вступать в диалог.

 Вольтметр. Измерение напряжения вольтметром по рис. 66 в учебнике.

37

Электрическое сопротивление. Л\р: «измерение напряжения на различных участках цепи»

поисковая

создание проблемной ситуации, самостоятельная работа.

парная; решение упражнений, работа с опорными конспектами и тетрадями для л\р.

Должны знать: понятия: амперметр, сила тока, напряжение, вольтметр, сопротивление, резистор, ед\изм. сопротивления -  Ом, условные обозначения приборов и схемы включения. Должны уметь: объяснять причину возникновения эл\сопротивления проводников, собирать электрические цепи. Исследовательский уровень.

Должны знать: понятия: амперметр, сила тока, напряжение, вольтметр, сопротивление, резистор, ед\изм. сопротивления -  Ом, условные обозначения приборов и схемы включения. Должны уметь: объяснять причину возникновения эл\сопротивления проводников, собирать электрические цепи, установить связь м\д силой тока и напряжением на участке цепи. Исследовательский уровень.

умение проводить смысловой анализ и синтез, формулировать выводы, выдвигать гипотезы, целеполагание.

тетради для л\р, лабораторные наборы

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Проблемное изложение

создание проблемной ситуации, беседа, решение упражнений.

групповая. Решение проблемных задач.

Должны знать: закон Ома для участка цепи.
Должны уметь: строить вольтамперную характеристику проводников, решать задачи на закон Ома.  Продуктивный уровень.

Должны знать: закон Ома для участка и для полной цепи.
Должны уметь: строить вольтамперную характеристику проводников, решать задачи на закон Ома в усложненной ситуаци.  Продуктивный уровень.

умение проводить сравнение, выделять главное и делать выводы.

иллюстрация вольтамперных характеристик различных проводников на доске.

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Репродуктивная

тестирование, упражнения, мысленный эксперимент учащихся

групповая, индивидуальная, работа с книгой, тестовыми материалами, таблицами

Должны знать: понятия: удельное сопротивление, формулу . Должны уметь: рассчитывать сопротивление проводника по его геометрическим размерам в простейших случаях. Репродуктивный уровень.

Должны знать: понятия: удельное сопротивление, формулу . Должны уметь: рассчитывать сопротивление проводника по его геометрическим размерам в усложненной ситуации. Репродуктивный уровень.

умение применять алгоритм, смысловой анализ условия задачи, умение проводить анализ и синтез, формулировать выводы.

Опыты по рис 74 в учебнике.