Тематическое планирование курса физики для 8 класса (базовый уровень) по Перышкину

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе: «Физика 8 класс» - Пёрышкин А.В., М., Дрофа, 2001г и ориентирован на использование учебника: «Физика 8 класс» - Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.
Автор: Марчук Э.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (68ч)

Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

Вид деятельности учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая программа (Предметно-функц. подготов.

программа углубленного изучения

Тепловые явления (25 часов):
цель: а) научить наблюдать явления диффузии, изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснять эти явления на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах. Производить измерение физических величин: температуры, количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной теплоты плавления льда, влажности воздуха. б) Решать комбинированные задачи, и задачи повышенного уровня сложности. в) проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: температуры остывающей воды от времени, температуры вещества от времени при изменениях агрегатных состояний вещества.

1

Первичный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура

Объяснительно иллюстративная

лекция беседа, иллюстрация

Фронтальная, групповая, фронтальная работа с конспектом, работа с книгой и наглядными пособиями.

Учащиеся должны знать понятия: Тепловые явления. Температура. Термометр.  Градус Цельсия. Броуновское движение. Связь м\д скоростью движения молекул и температурой. Должны уметь: объяснять характер движения молекул и атомов в различных агрегатных состояниях;   Продуктивный уровень

Учащиеся должны знать понятия: Температура, шкала Цельсия, шкала Кельвина, абсолютный нуль температуры, тепловое равновесие. Учащиеся должны уметь: объяснять на основе основных положений МКТ характер движения молекул в различных агрегатных состояниях, устройство и принцип действия ртутного термометра. Продуктивный уровень.

информационно - смысловой анализ прослушанного текста, участие в диалоге, приведение примеров доказательства молекулярного строения вещества и броуновского движения, составление опорного конспекта.

инструкции по ТБ, термометр, прибор для демонстрации Броуновского движения.

2

Внутренняя энергия

Объяснительно иллюстративная

беседа, демонстрация, индивидуальный опрос.

фронтальная, индивидуальная, составление опорного конспекта и работа с ним, работа с демонстрационным материалом, работа  со сборником задач.

Учащиеся должны знать понятия: энергия, виды мех. энергии, внутренняя энергия, з-он сохранения и превращения энергии. Учащиеся должны уметь: решать качественные задачи на закон сохранения энергии. Продуктивный уровень.

Учащиеся должны знать понятия: энергия, виды мех. энергии, внутренняя энергия, з-он сохранения и превращения энергии, формулы для расчета мех. энергии. Учащиеся должны уметь приводить примеры выполнения з-на сохр. и превращения энергии, решать задачи на расчет мех. энергии, решать качественные задачи на закон сохранения энергии. Продуктивный уровень.

способность передавать содержание в сжатом виде, умение вступать в диалогическое общение, умение перефразировать мысль, умение приводить примеры

демонстрация колебания нитяного и пружинного маятников, маятник Максвелла.

3

Способы изменения внутренней энергии тела

проблемное изложение

проблемная лекция, проблемная ситуация, беседа

фронтальная, индивидуальная,  работа с конспектом, сборником задач.

Учащиеся должны знать понятия: теплопередача теплопроводность, способы изменения внутренней энергии, конвекция излучение. Учащиеся должны уметь приводить примеры способов изменения внутренней энергии тела, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень.

Учащиеся должны знать понятия: теплопередача теплопроводность, способы изменения внутренней энергии, конвекция излучение. Учащиеся должны уметь приводить примеры способов изменения внутренней энергии тела, объяснять теплопроводность на основе представления о молекулярном строении вещества решать качественны задачи по теме Продуктивный уровень

умение составлять конспект, формулирование выводов, умение нестандартно мыслить.

1) опыты по рис. 4, 5 в учебнике, 2) нагревание монеты в пламени свечи и при её трении о деревянную линейку, 3) нагревание свинцу ударами молотка (опыт 64, [5]), 4) нагревание металлической трубки трением (опыт 65, [5]).

4

Теплопроводность

Объяснительно иллюстративная

рассказ, демонстрация, работа со сборником задач.

фронтальная, групповая. Решение качественных задач.

Должны знать:  понятие теплопроводности, теплопроводность твёрдых тел, жидкостей и газов, теплопроводность вакуума.  Должны уметь: приводить примеры практического применения теплопроводности; решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятие теплопроводности, теплопроводность твёрдых тел, жидкостей и газов, теплопроводность вакуума.  Должны уметь: объяснять различие теплопроводности веществ в различных агрегатных состояниях, приводить примеры практического применения теплопроводности, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень.

умение приводить примеры, формулировать выводы, понимать точку зрения собеседника и высказывать свое мнение,

1) Опыты по рис. 6 -9 в учебнике. 2) Различие теплопроводности разных веществ

5

Конвекция

Объяснительно иллюстративная

рассказ, беседа, демонстрация

групповая, индивидуальная. Работа со сборником задач, работа с дифференцированными  заданиями.

Должны знать:  понятие конвекции, виды конвекции. Должны уметь: приводить примеры практического применения конвекции, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень

Должны знать:  понятие конвекции, виды конвекции, конвекция в различных средах. Должны уметь: Объяснять явление конвекции, приводить примеры практического применения конвекции, решать качественные задачи по теме. Продуктивный уровень

умение приводить примеры, обобщать и делать выводы, составлять краткий опорный конспект.

1) Опыты по рис. 10,11 в учебнике.2) Демонстрация светильников в которых используется явление конвекции. 3) Раздаточные дифференцированные материалы.

6

Излучение

Объяснительно-иллюстративная

беседа, убеждение

Фронтальная групповая, работа с опорными конспектами, демонстрационными материалами.

Должны знать:  понятие излучения, особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Должны уметь: решать качественные задачи по теме, приводить примеры практического применения явления. Продуктивный уровень

Должны знать: понятие излучения, особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Должны уметь: решать качественные комбинированные задачи, приводить примеры практического применения явления. Продуктивный уровень

формулирование выводов, умение построения краткого опорного конспекта, умение приводить примеры.

1) Нагревание воздуха в термоскопе (рис.13 в учебнике). 2) Нагревание воздуха в теплоприемнике.

7

Сравнение различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

поисковая

работа у доски, мозговой штурм, проблемные задания.

групповая, фронтальная, работа со сборниками задач, решение упражнений

Должны знать:  принцип водяного отопления, устройство и принцип действия термоса. Должны уметь: сравнивать различные способы теплопередачи, объяснять образование ветра и тяги. Творческий уровень.

Должны знать:  принцип водяного отопления, устройство и принцип действия термоса. Должны уметь: сравнивать различные способы теплопередачи, объяснять образование ветра и тяги. Творческий уровень.

умение составлять план своих действий, информационно- смысловой анализ условия задачи.

1) Образование тяги (рис157 в учебнике), 2) Устройство и принцип действия термоса (рис. 159, 160 в учебнике). Раздаточные материалы

8

Количество теплоты и её единицы измерения.

репродуктивная

рассказ, работа с книгой, демонстрация, упражнения.

фронтальная, индивидуальная, работа со
сборником задач, ответы на вопросы.

Должны знать:  понятие кол-ва теплоты, единицы кол-ва теплоты: Джоуль, калория. Должны уметь: переводить единицы измерения кол-ва теплоты из одних в др. Продуктивный уровень.

Должны знать: понятие кол-ва теплоты, единицы кол-ва теплоты: Джоуль, калория., зависимость кол-ва теплоты от массы, рода вещества, изменения температуры. Должны уметь: переводить единицы измерения кол-ва теплоты
уровень, решать качественные задачи. Продуктивный уровень.

формулирование выводов, приведение примеров, построение опорного конспекта.

1) опыт по рис 14 в уч-ке. 2) калориметр.

9

Удельная теплоёмкость

Объяснительно- иллюстративная

рассказ, беседа, демонстрация.

фронтальная, индивидуальная. Решение упражнений, составление опорного конспекта, ответы на вопросы.

Должны знать:  понятие удельной теплоемкости и её единицу измерения , удельную теплоёмкость воды.
Должны уметь: сравнивать теплоемкости различных веществ по табл. №1 в уч-ке. Продуктивный уровень.

Должны знать:  понятие удельной теплоемкости и её единицу измерения , удельную теплоёмкость воды.
Должны уметь: сравнивать теплоемкости различных веществ по табл. №1 в уч-ке. Объяснять различие теплоемкостей различных веществ на основе молекулярного строения. Продуктивный уровень.

умение оставлять план и краткий конспект, умение участвовать в диалоге и приводить примеры.

таблица №1 учебника, опорный конспект. 1) Различная удельная теплоемкость металлов (опыт 62, [5]), 2) Определение удельной теплоемкости воды (опыт 63, [5]).

10

Расчёт количества теплоты при нагревании и охлаждении тела.

Репродуктивная

фронтальный опрос, упражнения, проблемные задачи.

фронтальная, групповая. Построение алгоритма действия, решение упражнений. ответы на вопросы.

Должны знать:  формулу для расчета кол-ва теплоты. Должны уметь:  решать задачи на количество теплоты. Продуктивный
уровень.

Должны знать:  формулу для расчета кол-ва теплоты. Должны уметь:  решать задачи на количество теплоты и составлять уравнение теплового баланса в простейших случаях. Продуктивный уровень.

умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов, умение строить алгоритм своих действий.

иллюстрации на доске, сборник задач.

11

Л\р: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

поисковый

самостоятельная работа по тетради для л\р, проблемные задания.

индивидуальная, парная;  работа с опорными конспектами, работа с раздаточными  материалами.

Должны знать: формулу на расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении, ед. измерения удельной теплоемкости и кол-ва теплоты. Должны уметь:  производить вычисления по формуле. Репродуктивный  уровень.

Должны знать: формулу на расчет кол-ва теплоты при нагревании и охлаждении, ед. измерения удельной теплоемкости и кол-ва теплоты. Должны уметь:  производить вычисления по формуле. Репродуктивный  уровень.

умение делать и формулировать вывод.

раздаточные материалы для лабораторных работ, тетради для л\р.

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

репродуктивная

беседа, упражнения.

индивидуальная, фронтальная; решение упражнений,.

Должны знать:  формулу для расчета кол-ва теплоты выделяемого при сгорании топлива, ед. измерения удельной теплоты сгорания топлива.
Должны уметь:  решать качественные и расчетные задачи на сгорание топлива. Продуктивный уровень.

Должны знать:  формулу для расчета кол-ва теплоты выделяемого при сгорании топлива, ед. измерения удельной теплоты сгорания топлива, уравнение теплового баланса. Должны уметь:  решать качественные и комбинированные расчетные задачи на сгорание топлива и уравнение теплового баланса. Продуктивный уровень.

умение применять алгоритм, умение проводить анализ и синтез, формулирование выводов.

сборник задач, алгоритм применения уравнения теплового баланса.