Экспериментальная учебная программа курса физики для 7 класса (базовый уровень) по Грачеву

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к экспериментальной учебной программе по физике для основного общего образования (7 – 9 классы) на базовом уровне, А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г и ориентирован на использование УМК «Физика 7», А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г
Автор: Елькина Г.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч) (2)

Блок 2:Динамика. Силы в механике (26 часов)

37

Действие одного тела на другое. Закон инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон ньютона.

продуктивная эвристическая беседа

Фронт. и групповая работа

Знают: виды взаимодействия; понятия: инерция, инертность, ИСО, НИСО. Знают как происходит изменение скорости (Р, П)

Умеют объяснять изменение характера дв-я тел, используя закон инерции (П, Ис ^)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 26,27 письменно упр к § 27: № 1-3,5.
Д. 17.

38

Сила.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Индив. и групповая работа

Имеют понятие о классах сил и их природе, единицах измерения силы, их переводе(Р, П)

Умеют объяснить причину изменения скорости тела или его деформации (П,Ис)

Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 28    письменно упр к § 28: № 1-4.
Д. 18.

39

Масса тела. Плотность вещества.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: масса, объем, плотность; формулу для расчета плотности, ее единицы измерения, их перевод (Р)

Умеют получать формулу для расчета массы и объема по плотности тела (П)

 Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 29,  письменно упр к § 29: № 1-4.
Д. 19.

40

Лабораторная работа № 3: «Измерение массы»

Творческопоисковая л/р

Индив. работа

Умеют измерять массу различных твердых тел (П)

Умеют доказать аддитивность массы тела  (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

41

Способы измерения массы тел.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают различные способы измерения массы тел, свойства массы. Переводят единицы массы в дольные и кратные. (Р,П)

Умеют рассчитать  массу тела через соотношение масс и скоростей (П)

Создание алгоритма решения (-)

Ф – 7, § 29,  письменно упр к § 29: № 1-4.
Д. 19.

42

Лабораторная работа № 4: «Измерение плотности твердых и жидких тел»

Творческопоисковая л/р

Индив. работа

Умеют измерять плотность твердых тел (П)

Умеют измерять плотность жидких тел (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

43-45

Решение задач на расчет плотности тел.

поисковая Индив. опрос

Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Выполнение с/р. (¦)

Ф – 7, § 29 письменно упр к § 29: № 1-5.

46

Второй закон Ньютона.

продуктивная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают  особенности  второго закона Ньютона, заключающиеся в нем причинно-следственные связи, понятие равнодействующая сил (Р,П)

Получают первый закон Ньютона,  как частный случай второго. Имеют понятие о геометрической сумме векторов. (Ис)

 Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 30 письменно упр к § 30: № 3-7.
Д. 20.

47, 48

Решение задач по теме
«Второй закон Ньютона»

продуктивная Индив. опрос

Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами реш. задач (.)

Задачи из РАП

49

Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона.

продуктивная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают особенности третьего закона Ньютона, соотношение между массой, скоростью и ускорением взаимодействующих тел (Тв)

Объясняют решение качественных задач на применение третьего з-на Ньютона, рассчитать скорость и ускорение тел(Ис·)

 Создание и запись структурированного текста (-)

Ф – 7, § 31 письменно упр к § 31: № 1,2.
Д. 21.

50,51

Решение задач по теме
«Законы Ньютона»

поисковая Индив. опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из РАП

52

Сила тяжести.
Лабораторная работа № 5: «Исследование зависимости силы тяжести от массы  тела»

Творческопоисковая эвристическая беседа, л/р

Фронтальная работа

Знают, что такое сила тяжести, формулу для ее расчета, выражают из нее массу тела; показывают зависимость силы тяжести от массы тела (П)

Умеют объяснить связь между силой тяжести и массой тела, показать различие понятий масса и вес тела. Показывают, что F~m через аддитивность массы (Ис)

 Создание и запись структурированного текста (·)

Ф – 7, § 32 письменно упр к § 32: № 1-3.
Д. 22.

53

Сила упругости. Закон Гука.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная работа

Знают понятия: сила упругости, деформация, коэф. жесткости; о взаимосвязи Fупр и Fдеф, закон Гука (Р, П)

Знают причины возникновения силы упругости; рассчитывают удлинение и коэффициент жесткости образца (П, Ис¦)

 Создание и запись структурированного текста (·)

Ф – 7, § 33,34 письменно упр к § 34: № 1,2.
Д. 23.

54,55

Решение задач по теме
«Закон Гука»

поисковая Индив. опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из РАП

56,57

Сила реакции опоры. Вес. Динамометр.

проблемная Беседа, индив. опрос

Фронтальная работа

Знают понятия: сила реакции опоры, вес тела, объясняют устройство и принцип действия динамометров, назначение разл. частей этих приборов (Р, П, Ис)

Умеют анализировать причины изменения веса тела, объяснить явление перегрузки и невесомости(П, Ис)

 Граф. схема расстановки сил (>), схемы динамометра (>)

Ф – 7, § 35, 36 письменно упр к § 35: № 1-3. к § 36: № 1,2.
Д. 24.

58

Лабораторная работа № 6: «Градуировка динамометра»

Творческопоисковая л/р

Индивидуальная работа

Умеют измерять силу с помощью динамометра (П)

Умеют градуировать динамометр и вычислять коэффициент жесткости пружины  (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

59

Силы трения.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа

Фронтальная и индивидуальная работа

Знают причину возникновения трения, объясняют способы уменьшения и увеличения трения (П)

Знают виды сил трения, их использование в технике и проявление в природе  (П, Ис·)

 Создание и запись структурированного текста (¦)

Ф – 7, § 37 письменно упр к § 37: № 1,2.
Д. 25.

60,61

Решение задач по теме
«Силы трения»

поисковая Индив. опрос

Индивидуальная и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (.)

Задачи из РАП, задачи из упр к § 36, 37

62

Контрольная работа по теме
«Динамика»

продуктивная Индив опрос

Индивидуальная работа

Умеют решать задачи по теме «Динамика» (П)

Умеют решать задачи пов. сложности (Ис)

Выполнение к/р по вариантам.

Тетрадь для к.р.