Экспериментальная учебная программа курса физики для 7 класса (базовый уровень) по Грачеву

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к экспериментальной учебной программе по физике для основного общего образования (7 – 9 классы) на базовом уровне, А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г и ориентирован на использование УМК «Физика 7», А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов, 2007г
Автор: Елькина Г.В.

Таблично-графическая схема рабочей программы (102ч)

Раздел I. Введение. Физика и физические методы изучения природы:  5 часов
Цель:

  • Дать начальные терминологические сведения, повторить темы по математике, необходимые для успешного освоения новой дисциплины.
  • Формировать практические умения работы с лабораторным оборудованием и измерительными приборами, а также навык соблюдения правил по ТБ.

N
п/п

 

Система уроков

Дидакт.  модель обучения

Пед. средства

Вид деятель-ности учащихся

Задачи. Планируемый результат
и уровень освоения

Информа-ционно-
метод. обеспечение

Д/З

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовая  программа

Профильная программа (продвинутый уровень)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности.
Вводный контроль знаний.

Продуктив. К/р

Фронт. работа

Знают основные требования, предъявляемые к учащимся при работе в кабинете физики

Умеют оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

Работа с инструкцией по ОТ

инструкция по ОТ

2

Что такое физика.

Объяснит.-иллюстр. беседа

Индив. и фронт. работа

Знают в чем особенность физики как науки, каковы основные научные методы познания природы.(Р, П)

Знают и различают основные способы современных физических исследований (П)

Составление конспекта(*)

Ф – 7, § 1,  письменно вопросы № 1,3,4.
Д. 1.

3,4

Физические величины. Измерение физических величин.

Объяснит.-иллюстр. Демонстр., беседа,

Индив. и фронтальная работа

Знают понятия: физическое тело, физическая величина, кратная и дольная величина, измерение ф.в., шкала, цена деления, погрешность измерения (Р,П)

Знают, как: перевести значение ф.в. в системные единицы, используя кратные и дольные приставки, найти цену деления прибора, погрешность измерения (П-, Ис^)

Работа с конспектом, выполнение заданий в р.т.(^)

Ф – 7, § 2,3,  письменно упр к § 2: № 2,3,4. к § 3: №1,3
Д. 2.

5

Лабораторная работа № 1: «Измерение длины и площади»

Творческопоисковая л/р

Индив. работа

Умеют измерять длину с помощью линейки, площадь – традиционным способом (П)

Умеют различными способами измерять длину и площадь (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

     Раздел II. Механические явления:  95 часов
Цель:

  • Дать последовательную систему физических знаний, необходимых, для формирования в сознании обучающихся механической картины окружающего мира. Для этого необходимо рассмотрение следующих понятий: точечное тело, механическое движение, виды и относительность механического движения, перемещение, путь, скорость, ускорение, свободное падение тел, инерция, инертность, ИСО и НИСО, сила и виды сил, масса, плотность вещества, импульс тела, система тел, механическая работа, механическая энергия, мощность, момент силы, простые механизмы, давление. Кроме того, необходимо изучение основных законов механики и их взаимосвязи.
  • Приобретение учащимися практических навыков, необходимых для применения физических законов к решению конкретных задач различного уровня сложности.
  • Продолжить формирование навыка правильного использования лабораторного оборудования, а также справочных таблиц величин; правильного изображения векторных величин в заданном масштабе, правильной расстановки сил на чертеже.
  • Особое внимание обращается на формирование идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры. Это обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора.

 Блок 1: Кинематика (31 час)

6

Положение тела в пространстве. Механическое движение. Относительность механического движения.

проблемная эвристическая беседа Фронтальная работа

Знают понятия: тело и начало отсчета, часы, система отсчета, механическое движение, состояние покоя (Р, П)

Умеют задавать систему отсчета, соответствующую условию задачи, описывать положение тела в пространстве (П)

Построение разл. СО относ-но неск. тел(-)

Ф – 7, § 4-6,  письменно упр к § 5 и 6.
Д. 3.

7

Способы описания прямолинейного движения.

проблемная Беседа, с/р Фронтальная работа

Знают: понятия: траектория, прямолинейное и криволинейное движение, способы описания движения (Р-, П-)

Умеют, связывая СО с данными телами давать графическое, табличное или аналитическое описание дв-я (П, Ис>)

Составление структурной таблицы(-)

Ф – 7, § 7,  письменно упр к § 7 (оба)
Д. 4.

8

Решение задач на описание прямолинейного движения.

проблемная С/р Фронт. работа

Знают алгоритм описания дв-я по графику зависимости x(t), записывают уравнение для расчета координаты тела (Р-, П-)

Умеют рассчитать: начальную координату тела по конечной и времени, скорость дв-я тела (П)

Работа с алгоритмом описания дв-я тела (^,¦)

Ф – 7, § 6,7,  письменно упр к § 7: работа над ошибками

9

Прямолинейное равномерное движение.

проблемная Беседа, с/р Фронт. и групповая работа

Знают закон прямолинейного равномерного дв-я тела и умеют, используя его, рассчитывать координату тела (Р, П)

Умеют рассчитывать конечную координату тела, скорость его дв-я, начальную координату тела, время дв-я (П-, Ис¦)

Построение схемы работы с ур-ем дв-я тела (¦)

Ф – 7, § 8,  письменно упр к § 8: № 1,2.
Д. 5.

10

Скорость прямолинейного равномерного движения.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа Фронт. и групповая работа

Знают понятия: вектор, модуль вектора, проекция вектора, скорость (Р, П)

Умеют: изображать вектор скорости, рассчитывать его модуль, сравнивать скорости тел по их значению и графику x(t) (Ис·)

Составление структурной таблицы(-)

Ф – 7, § 9,  письменно упр к § 9: № 1,2,5, 6. Д. 6.

11,12

Решение задач по теме «Скорость равномерного прямолинейного движения»

Продуктивн. Беседа, с/р Фронтальная работа

Изображают вектор скорости тела в заданном масштабе, рассчитывают модуль скорости.(Р,П)

Рассчитывают модуль вектора скорости тела по графику координаты, составляют уравнение координатыx(t) (Ис·)

Построение графиков зависимости x(t) и v(t) (·)

Ф – 7, § 9,  письменно упр к § 9: № 1,2,5, 6. Д. 6.

13

Лабораторная работа № 2: «Изучение равномерного движения»

Творческопоисковая л/р Индив. работа

Умеют измерять скорость движения тела (П)

Умеют показать зависимость перемещения тела от времени его движения (Ис¦)

Выполнение Л.р. (¦)

Тетрадь для л/р,  набор приборов для л. р.

14

Решение задач кинематики. Задача
«встреча». Графический способ решения.

продуктивная Индив. опрос Индив. и групповая работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Умеют выполнять перевод значений скорости из внесистемных единиц в системные и наоборот. Применяют алгоритм для решения задач пов. сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (^,¦)

Раздаточный дидактический материал

15

Решение задач кинематики. Задача
«встреча». Аналитический способ решения.

продуктивная Индив. опрос Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Применяют алгоритм для решения задач повышенной сложности (Ис·)

Работа с алгоритмами решения задач (^,¦)

Ф – 7, § 10,11,  письменно упр к § 10: № 1,2. к § 11: № 1,3.
Д. 7.

16

Решение задач кинематики. Задача
«погоня». Аналитический и графический способы решения.

продуктивная Индив. опрос Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Знают причины и умеют определять в состоянии ли одно тело догнать другое (Ис)

Работа с алгоритмами решения задач (^,¦)

Ф – 7, § 12,  письменно упр к § 12: № 1-3.
Д. 8.

17

Решение задач кинематики. Задача
«обгон». Аналитический и графический способы решения.

продуктивная Индив. опрос Парная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Знают причины и умеют определять в состоянии ли одно тело обогнать другое (Ис)

Работа с алгоритмами решения задач (^,¦)

Ф – 7, § 13,  письменно упр к § 13: № 1-3.
Д. 9.

18

Решение задач кинематики в общем виде. Анализ полученного результата.

продуктивная Индив. опрос Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Знают законы движения тел и умеют определять аналитически взаимное положение тел через заданное время (Ис)

 Работа с алгоритмами решения задач (^,¦)

Ф – 7, § 14,  письменно упр к § 14: № 1-3.

19

Относительное движение. Задачи «встреча» и «погоня».

продуктивная Индив. опрос Фронтальная работа

Знают принцип относительности Галилея, алгоритм решения задач по данной теме (Р, П)

Умеют использовать алгоритмы решения задач по кинематике равномерного прям. дв-я в зависимости от условия задачи (Ис)

Созд. и запись структур.текста(-)

Ф – 7, § 15-17 письменно упр к § 15: № 1-3.
Д. 9.

20,21

Решение задач на относительное движение.

продуктивная Индив. опрос Фронтальная работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

умеют применять принцип относительности Галилея для объяснения решения качественных задач (П)

 Работа с алгоритмами решения задач (-)

Ф – 7, § 16,17, письменно упр к § 16: № 2,4. к § 17: № 1,2,5,6.

22

Перемещение. Путь.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа Фронтальная работа

Знают понятия: путь, перемещение, расстояние, отличия этих понятий, единицы измерения данных величин (Р, П)  

Умеют: изображать вектор перемещения, рассчитывать его модуль, сравнивать модуль перемещения тела и его путь (Ис·)

 Создание и запись структурированного текста, (¦)

Ф – 7, § 18 письменно упр к § 15(оба).
Д. 10.

23

Путь при прямолинейном равномерном движении.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа Фронтальная работа

Знают формулу расчета пути по времени дв-я и скорости тела, геометрическую интерпретацию пути. (Р, П)  

Умеют строить график зависимости скорости равномерного дв-я от времени и по нему определять пройденный путь (П, Ис¦)

 Создание и запись структурированного текста, простр. гр.дв-я (¦)

Ф – 7, § 19 письменно упр к § 19: № 1,2.
Д. 11.

24

Решение задач по теме «Путь, перемещение»

продуктивная с/р Индивид. работа

Умеют строить вектор перемещения в заданном масштабе, рассчитывать путь и перемещение по формуле. (П)

Строят графики пути и перемещения, знают в чем заключается их отличие (П, Ис^)

Построение векторов и графиков (-)

Ф – 7, § 19 письменно упр к § 19: № 1,2.
Д. 11.

25

Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа Фронтальная работа

Знают  понятия: неравномерное пр. дв-е, средняя путевая скорость; особенности неравномерного дв-я тел, умеют применять з-ны движения (П)

Применяют формулы для расчета средней путевой и средней векторной скоростей для решения задач пов. сложности (Ис^)

Создание и запись структурированного текста, простр. гр. (¦)

Ф – 7, § 20 письменно упр к § 20: № 1-3.
Д. 12.

26,27

Решение задач на расчет средней скорости.

продуктивная с/р Групп. работа

Применяют формулу средней скорости при решении задач, оценивают средние скорости дв-я реальных транспортных средств (П)

По значению средней скорости рассчитывают интервал пути или времени движения на одном из участков. (Ис·)

 

Ф – 7, § 20 письменно упр к § 20: № 1-3.
Д. 12.

28

Мгновенная скорость.

объяснит.-иллюстративная эвристическая беседа Индив. и фронтальная работа

Знают понятие мгновенная скорость, формулу для расчета этой скорости, единицы измерения. (Р,П-)

Применяют формулу для расчета мгновенной скорости при решении задач. (Ис·)

Создание и запись структурированного текста,  (¦)

Ф – 7, § 21 письменно упр к § 21.
Д. 13.

29,30

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

объяснит.-иллюстративная Демонстр., беседа, Индив. и фронтальная работа

Знают понятия: ускорение, среднее ускорение, мгновенное ускорение, формулу для расчета ускорения и единицы измерения. (Р,П-)

Применяют формулы для расчета среднего ускорения для расчета конечной скорости дв-я тела  (Ис^)

Создание и запись структурированного текста, простр. гр.дв-я (¦)

Ф – 7, § 22 письменно упр к § 22: № 1,(2).
Д. 14.

31

Путь при прямолинейном равноускоренном движении в одном направлении.

Творческопоисковая эвристическая беседа Индив. и фронтальная работа

Знают виды дв-я, их характеристики, умеют сравнивать скорости дв-я тел по графикам (Р)

Знают вывод формул скорости, перемещения и координаты при равноускоренном дв-и тела(П, Ис¦)

Создание и запись структурированного текста, простр. гр. vx(t) (¦)

Ф – 7, § 23 письменно упр к § 23: № 1-4.
Д. 15.

32,33

Решение задач «разгон» и «торможение».

продуктивная Индив. опрос Индив. работа

Знают алгоритм решения задач по данной теме (Р,П-)

Умеют использовать алгоритмы решения задач по кинематике равнопеременного прямолинейного движения в зависимости от условия задачи (Ис)

Работа с алгоритмами решения задач (-)

Ф – 7, § 24 письменно упр к § 24: № 1-4.

34,35

Свободное падение тел.

объяснит.-иллюстративная Демонстр., беседа, Индив. и фронтальная работа

Знают виды дв-я, их характеристики, умеют сравнивать скорости дв-я тел по графикам (Р)

Знают вывод формул скорости, перемещения и координаты при равноускоренном дв-и тела(П, Ис¦)

Создание и запись структурированного текста, простр. гр. (¦)

Ф – 7, § 25 письменно упр к § 25: № 1-5.
Д. 16.

36

Контрольная работа по теме «Кинематика»

продуктивная Индив. опрос Индивидуальная работа

Умеют решать задачи по теме «Кинематика» (П)

Умеют решать задачи повышенной сложности (Ис)

Выполнение к/р по вариантам.

Тетрадь для к.р.