Пояснительная записка (2)
Настоящий календарно-тематический план учитывает математическую направленность с профессиональной подготовкой по профессии «Оператор ЭВМ» 9 б класса, в котором будет осуществляться учебный процесс.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности класса, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
- в 9 «Б»классе математической направленности с профессиональной подготовкой по профессии «Оператор ЭВМ» предполагается обучение в объеме 170 часов (5 часов в неделю);
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Алгебра 9 класс для классов с углубленным изучением математики» (Мордкович А.Г., Звавич Л.И., Рязановский А.Р.)
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по математике и с учетом направленности класса реализуется программа углубленного уровня. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе математическогообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса математики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о математикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математическихфактов и законов. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики межпредметных интегрированных уроков, проблемных заданий, проведения исследований.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, уметь формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными математическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности.
При предпрофильном изучении принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Большую значимость на этой ступени образования имеет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ)
- CD «АЛГЕБРА не для отличников» (НИИ экономики авиационной промышленности)
- «Математика, 5 - 11»
- Итоговые тесты за курс 9 класса
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
- Министерство образования РФ
http://www.informika.ru/
http://www.ed.gov.ru/
http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы
http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое
- Новые технологии в образовании
http://edu.secna.ru/main/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:
http://www.rubricon.ru/
http://www.encyclopedia.ru/