Тематическое планирование курса математики для 6 класса (базовый уровень) по Мордковичу

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика 6»
Автор: Жуйков А.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: «Математика 5, 6 класс» для общеобразовательных учреждений авт. И.И Зубарева, А.Г. Мордкович, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика 6», а также дополнительных пособий:
для учителя:

  • И. И.Зубарева, А. Г. Мордкович «Методическое пособие для учителя» [Книга (3)];
  • В. Г. Гамбарин, И. И. Зубарева, М. С. Мильштейн. Математика. Мультимедийные пособия;   
  • «Математика». Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»;
  • «Математика в школе». Научно-теоретический и методический журнал;
  • А. С. Чесноков. «Дидактические материалы по математике для 6 класса» [Книга (4)];
  • Д. В. Клименченко. «Задачи по математике для любознательных»;
  • М. Ю. Шуба «Занимательные задания в обучении математикой»;

      для учащихся:

  • И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович «Математика 6», учебник М.: Мнемозина, 2007;
  •  И. И. Зубарева «Математика 6». Рабочая тетрадь»№1, №2, М.: Мнемозина, 2007 [Книга (2)];
  • И. И. Зубарева, И. П. Лепешонкова, М. С. Мильштейн «Математика 6». Самостоятельные работы. М.: Мнемозина, 2007; [Книга (1)].

Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения  математики:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения,  алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также   последующего обучения в высшей школе;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании  календарно-тематического планирования предлагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретения математических знаний и умений;
  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  математических  навыков. Во втором — дидактические единицы, которые содержат  сведения из истории математики.Это содержание обучения является базой для развития  коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие  информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияматематических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно – математической культуре,усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от  готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в лицее учебному плану  программа ориентирована на обучение детей 11-13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей.  Период полового созревания вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, влечёт  новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. При организации учебного процесса  надо   обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие уроки и внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если учитель будет создавать  нестандартные ситуации ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время.
Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят  появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе.
Это возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различие, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Согласно действующему в лицее учебному плану календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 6 «Б»классе - базовый уровень обучения в объеме  170 часов, в неделю - 5 часов.
В том числе, для проведения:

    • контрольных работ – 8 учебных часов;
    • самостоятельных работ – 20 учебных часов;
    • исследовательской деятельности – 5 учебных часов.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по математике для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл./ Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк - М. Дрофа, 2001 г. рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в объеме 170 часов.
С учетом уровневой специфики 6 «Б» класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

  • технологии полного усвоения;
  • технологии обучения на основе решения задач;
  • технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
  • технологии проблемного обучения.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов»  к «межпредметным результатам». Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  математики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений оматематикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления математических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д. Доминирующей  технологией обучения является гуманитарно-ориентированная технология, так же используются задачная технология (введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс), технология проблемного обучения (авт. А.М.Матюшкин, И.Я.Ленер, М.И.Махмутов), технология поэтапного формирования знаний (авт. П.Я.Гальперин), технология «имитационные игры», технология опорных схем (авт.В.Ф.Шаталов), элементы технологии дифференцированного обучения, технология развивающего обучения (авт. Л.В.Занков).   
Для естественно-математического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.