Элективный курс «Готовимся к поступлению в ВУЗ»

Программа элективного курса «Готовимся к поступлению в ВУЗ» рассчитана на учащихся 11 класса химико-биологического профиля, а также направлена на обеспечение углублённой подготовки по химии.

Методическое обеспечение

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть.
На занятиях дети знакомятся с различными способами решения задач по неорганической и органической химии.
Умение решать задачи – интегрированный показатель того, насколько учащийся владеет химическим материалом, физикой и математикой, и, несомненно, мыслительных способностей. Поэтому решение задач является не только одним из ведущих методов обучения, но и самым информативным способом контроля. Общепринято, что процесс усвоения знаний может быть условно разделен на четыре этапа:

  • понимание,
  • запоминание,
  • применение в “стандартных” условиях,
  • применение в новых, нестандартных условиях и различных сочетаниях.

На всех этих этапах для обучения и контроля могут использоваться различные типы задач. В настоящее время особенно востребованными являются умения решать задачи на самом сложном четвертом этапе – задачи химических олимпиад и вступительных экзаменов.
Вместе с тем применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписа­ний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздейст­вия знаний на практику, знания никак не могут подменить собой воображение ребенка.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала.   Каждый   последующий   этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегания вперед», «возвращения к пройденному» придают объемность «линейному», последовательному и систематическо­му изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.
Все методы решения задач можно условно разделить на две группы: метод последовательных приближений и системный подход. Однако независимо от подхода в решении любой задачи выделяют четыре основных этапа. Самый главный этап - анализ условия задачи. Применительно к химической задаче учащийся должен понять  химизм происходящих процессов и качественно представить их физический смысл. Часто решение задачи заканчивается уже при возникновении затруднений на этом этапе, так как учащимся не хватает простой суммы знаний (незнание химической номенклатуры, формул, определений, химических свойств веществ, закономерностей прохождения реакций и т. д.).    Очень много трудностей возникает у учащихся, если в задаче идет речь о фильтровании, прокаливании, экстракции или любой другой лабораторной операции. На наш взгляд, именно на этом этапе решение задач с использованием компьютерного самоучителя особенно эффективно, так как устраняются выше названные проблемы.
С помощью компьютера можно получить любую справочную информацию или даже подсказку, причем в любой форме - текст, таблица, рисунок, схема, анимация, видеозапись любого химического опыта или физического явления и т. д. Второй этап обычно - составление плана решения. На этом этапе основные сложности решения задач связаны с применением соответствующих расчетных формул или с составлением алгебраических уравнений или их системы. Именно составление алгебраического уравнения – камень преткновения на этом этапе решения задачи.
На третьем этапе выполняется решение. Здесь наиболее часты ошибки в вычислениях и незнание единиц физических величин.
Четвертый этап - проверка решения.  Этот этап решения задач учащимися часто просто игнорируется.
Учащиеся, решая задачу, действуют по определенному алгоритму. После выполнения нескольких задач одного типа они прочно усваивают порядок действий и впоследствии могут применять его не только при решении подобных задач. Приобретенные знания они применяли при решении новых задач, так как начинали понимать, что во многих случаях при выполнении заданий по химии используются сходные приемы и одинаковые или похожие формулы, при расчетах выполняются одинаковые действия.
Некоторые элементы игры и соревновательности  увлекают учащихся и способствуют прочному усвоению знаний, умений и навыков по решению химических задач, что непросто достигается при других формах организации процесса обучения.
Очевидно, что практическая реализация Концепции модернизации Российского образования невозможна без эффективного использования информационных и коммуникационных технологий. Информационная поддержка образовательного процесса может осуществляться только при наличии разнообразных компьютерных программ учебного назначения. Используется обучающая программа «Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель».
Используются проблемные ситуации, эвристические приемы, индивидуальный и  групповой подход.
Реализацию содержания предпочтительно осуществлять на основе технологий проблемного обучения и проектной технологии. Данный курс поможет формированию информационно-коммуникативной компетентности.
Во время реализации программы используются различные справочные таблицы:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Ряд напряжений металлов
- Таблица растворимости
- Номенклатура неорганических и органических веществ
- Электронные эффекты и химические словари.