Тематическое планирование курса истории для 10 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников «История России с древнейших времен до конца XVIII века» ч.I, авторы А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, «История России конец XVIII – XIX век» ч.II, авторы В.И.Буганов, П.Н.Зырянов, М. «Просвещение»2005г., «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века», автор Н.В.Загладин, М. «Русское слово» 2001г.
Автор: Божескова О.А.

Таблично-графическая схема рабочей программы История России (36+10ч) (2)

7

Политическая раздробленность Руси.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция. Беседа.

Индивидуальная

Составление конспекта

Репродуктивный
- называть причины политической раздробленности;
- понимать и объяснять сущность политической раздробленности;
- разъяснять значение Любечского съезда князей 1097г..
Продуктивный
- характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки);
- сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и  Европейских государств, определять сходства и различия;
- высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси.

Причины распада Древнерусского государства. Сущность процесса политической раздробленности.

Захарова Е.Н. стр. 75-78.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.54-58.
Карта «Феодальная раздробленность на Руси».

8

Модели политического и социально – экономического развития Русских земель: Новгородская земля, Галицко - Волынское княжество, Владимиро – Суздальское княжество.

Проблемное изложение, задачный подход

Беседа. Проблемные задания.

Групповая

Составление проектов  по темам: «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество».

Репродуктивный
- знать основные понятия темы: политическая раздробленность, вече.
- характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по предложенным учителем критериям.
Продуктивный
- характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по самостоятельно выделенным критериям;
- показать влияние деятельности князей на политическое и социально – экономическое  развитие Русских земель.
Творческий
- подготовить групповой проект по теме урока.

Природные условия, социально – экономические особенности, высшие органы власти, структура управления, характер политической власти, деятельность князей, взаимоотношения с соседями Новгородской земли, Галицко – Волынского и  Владимиро – Суздальского княжеств.

Захарова Е.Н. стр.79-80.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.58-64.

Карта «Феодальная раздробленность на Руси».

9

Монгольское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение. Дискуссия.. Работа с картой.

Индивидуальная

Составление конспекта «Этапы монгольского нашествия».

Фронтальная
Участие в дискуссии.

Репродуктивный
- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород);
- на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.
Продуктивный
- выявить предпосылки завоеваний монголов;
- охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;
- определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества;
- выявить последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
Творческий
- дискуссировать по проблеме: «Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации. Оценки монгольского ига:
1. Иго носило террористический характер;
2. Русь и Золотая Орда – идеальный симбиоз (Л.Н.Гумилев)».

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.

Захарова Е.Н. стр.81-87.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.72-80.
Карта «Русские земли в XII XIII вв.», карты битв в учебнике.

10

Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение. Дискуссия.. Работа с картой.

Групповая

Обсуждение вопроса «итоги и последствия вторжения крестоносцев».
Фронтальная
Участие в дискуссии.

Репродуктивный
- знать основные факты и хронологию событий немецко – шведской агрессии на Русь;
- используя карту рассказывать об отражении опасности с Запада.
Продуктивный
- раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь;
- определять последствия вторжения крестоносцев на Русь.
Творческий
- Дискуссировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А.Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны вы с данным мнением?»

Экспансия с Запада. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агрессией крестоносцев: итоги и значение.

Захарова Е.Н. стр. 81-87.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 72-80.
Карта «Русские земли в XII XIII вв.», карты битв в учебнике.

11

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемная лекция.

Дискуссия.
Работа с картой.

Фронтальная

Участие в дискуссии.

Групповая
Выявлять предпосылки объединения Руси, причины возвышения Москвы.

Репродуктивный
- называть этапы объединения земель вокруг Москвы;
- знать причины возвышения Москвы.
Продуктивный
- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные);
- характеризовать этапы объединительного процесса;
- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
Творческий
- дискуссировать по проблеме «Москва или Тверь?»;
- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в  западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия.

Восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.

Захарова Е.Н. стр. 92-94.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 84-89.
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)».

12

Иван III- государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.

Проблемное изложение, задачный подход

Проблемное изложение материала.

Дискуссия.
Работа с документом.

Индивидуальная

Анализ статей Судебника 1497.
Фронтальная
Участие в дискуссии.

Продуктивный
- анализировать статьи Судебника 1497г.;
- проследить процесс закрепощения крестьян;
- выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России;
- показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Творческий
- участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотической формы Российского государства?».

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства.

Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 89-96.

Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)».