7 |
Политическая раздробленность Руси. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемная лекция. Беседа. |
Индивидуальная
Составление конспекта |
Репродуктивный
- называть причины политической раздробленности;
- понимать и объяснять сущность политической раздробленности;
- разъяснять значение Любечского съезда князей 1097г..
Продуктивный
- характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки);
- сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия;
- высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси. |
Причины распада Древнерусского государства. Сущность процесса политической раздробленности. |
Захарова Е.Н. стр. 75-78.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.54-58.
Карта «Феодальная раздробленность на Руси». |
8 |
Модели политического и социально – экономического развития Русских земель: Новгородская земля, Галицко - Волынское княжество, Владимиро – Суздальское княжество. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Беседа. Проблемные задания. |
Групповая
Составление проектов по темам: «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество». |
Репродуктивный
- знать основные понятия темы: политическая раздробленность, вече.
- характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по предложенным учителем критериям.
Продуктивный
- характеризовать Галицко – Волынское, Владимиро – Суздальское и Новгородское княжества по самостоятельно выделенным критериям;
- показать влияние деятельности князей на политическое и социально – экономическое развитие Русских земель.
Творческий
- подготовить групповой проект по теме урока. |
Природные условия, социально – экономические особенности, высшие органы власти, структура управления, характер политической власти, деятельность князей, взаимоотношения с соседями Новгородской земли, Галицко – Волынского и Владимиро – Суздальского княжеств. |
Захарова Е.Н. стр.79-80.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.58-64.
Карта «Феодальная раздробленность на Руси». |
9 |
Монгольское нашествие на Русь. Русь и Золотая Орда. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемное изложение. Дискуссия.. Работа с картой. |
Индивидуальная
Составление конспекта «Этапы монгольского нашествия».
Фронтальная
Участие в дискуссии. |
Репродуктивный
- проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород);
- на основе данных учебника определить причины поражения русских земель.
Продуктивный
- выявить предпосылки завоеваний монголов;
- охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь;
- определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, высказывать оценочные суждения о характере ордынского владычества;
- выявить последствия монгольского нашествия, определить его влияние на весь ход русской истории.
Творческий
- дискуссировать по проблеме: «Влияние монгольского ига на складывание российской цивилизации. Оценки монгольского ига:
1. Иго носило террористический характер;
2. Русь и Золотая Орда – идеальный симбиоз (Л.Н.Гумилев)». |
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. |
Захарова Е.Н. стр.81-87.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр.72-80.
Карта «Русские земли в XII XIII вв.», карты битв в учебнике. |
10 |
Вторжение крестоносцев. Александр Невский. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемное изложение. Дискуссия.. Работа с картой. |
Групповая
Обсуждение вопроса «итоги и последствия вторжения крестоносцев».
Фронтальная
Участие в дискуссии. |
Репродуктивный
- знать основные факты и хронологию событий немецко – шведской агрессии на Русь;
- используя карту рассказывать об отражении опасности с Запада.
Продуктивный
- раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь;
- определять последствия вторжения крестоносцев на Русь.
Творческий
- Дискуссировать по проблеме: «Все славянские народы утрачивали национальную самостоятельность, кроме русских. Выбор А.Невского сохранил возможность формирования русской государственности. Согласны вы с данным мнением?» |
Экспансия с Запада. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агрессией крестоносцев: итоги и значение. |
Захарова Е.Н. стр. 81-87.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 72-80.
Карта «Русские земли в XII XIII вв.», карты битв в учебнике. |
11 |
Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемная лекция.
Дискуссия.
Работа с картой. |
Фронтальная
Участие в дискуссии.
Групповая
Выявлять предпосылки объединения Руси, причины возвышения Москвы. |
Репродуктивный
- называть этапы объединения земель вокруг Москвы;
- знать причины возвышения Москвы.
Продуктивный
- выявлять предпосылки объединения русских земель (социально-экономические, социально-политические, культурные);
- характеризовать этапы объединительного процесса;
- анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
Творческий
- дискуссировать по проблеме «Москва или Тверь?»;
- соотносить процесс объединения русских земель с объединительным процессом, происходившим в западноевропейских государствах, выявлять черты сходства и различия.
|
Восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. |
Захарова Е.Н. стр. 92-94.
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 84-89.
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)». |
12 |
Иван III- государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом. |
Проблемное изложение, задачный подход |
Проблемное изложение материала.
Дискуссия.
Работа с документом. |
Индивидуальная
Анализ статей Судебника 1497.
Фронтальная
Участие в дискуссии. |
Продуктивный
- анализировать статьи Судебника 1497г.;
- проследить процесс закрепощения крестьян;
- выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России;
- показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
Творческий
- участвовать в дискуссии по вопросу «Каковы причины складывания деспотической формы Российского государства?». |
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. |
Серов Б.Н., Лагно А.Р. стр. 89-96.
Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)». |