Тематическое планирование курса химии для 9класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс»,
Автор: Стесякова М.В.

Календарно-тематический план (68ч) (3)

Тема III. Неметаллы (27 ч)
Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

 
28

1

 

Общая хар-ка неметаллов

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа

Групповая

 

Свойства простых веществ (неметаллов).

 

 

 

Уметь давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХИ. Знать основные соединения, физические св-ва( П ).

Сам.работа

 

Модели  кристаллических решёток алмаза, графита, таблица, схема « Состав воздуха»

 

§ 15 упр 1-6

29

1

 Водород

Поисковая

Орг. совместной деят-ти

Групповая

Водород, его свойства.
Получение и применение.

Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э.  Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь  составлять уравнения  реакций (ок-вос) химических свойств водорода( П ).

Сам. работа

Получение водорода взаимодействием
активных металлов с кислотами

§17 упр..2-4

30

1

Общая хар-ка галогенов

 

 

Поисковая

Организация совместной деяте льности

 

Пары переменного состава

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: хлор, бром, йод. Строение атомов галогенов, их степени окисления.

Уметь составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях.
На основании строения атомов объяснять изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с Ме; солями( П ).

Сам.работа

Образцы галогенов.
Д. 1) галогены с натрием, алюминием
2) Вытеснение хлором брома и иода из р-ров их солей

§ 17 упр 1-8
§19 упр 1-2

31

1

Соединение галогенов.  Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа

Групповая

 Галогено-водородные кислоты и  их соли.

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов( П ).

Проверочная работа

Опорный конспект по теме "Галогены". Компьютерная поддержка программа "Галогены"

§18 упр 1-7

 

32

1

Кислород

Поисковая

Организация сов местной деятельнос
ти

Пары переменного состава

Кислород, его свойства.
Получение и применение.

Знать о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Уметь записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знать способы получения( Р ).

Упр. 1

Опорный конспект по теме "Кислород" Д: 1)получение О2 2)горение S, P, Ft, CH4 В кислороде

§20, упр2 - 6,

33

1

 Сера, её  физические и химические  свойства

Поисковая

Проблем
ные задания

Групповая

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: сера. Строение атома серы.

 

Уметь характеризовать химический элемент серу по положению в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева и строению атома.
Уметь записывать уравнения реакций с  Ме и кислородом, *другими неМе, знать физические и химические св.-ва H2S, качественные реакции на S2-( П )

Сам. работа

Компьютерная программа "Неметаллы VI группы" Образцы природных соединений серы. Получение пластической серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

21 и 22 с.100,упр 1, 2, 3  

 

34

1

 

 

Оксиды серы (|V) и (V|). Серная кислота. Соли серной кислоты

Поисковая

Проблем
ные задания. Семинар-практикум

Групповая

Оксиды   серы (IV и VI), серная, сернистая и сероводородная кислоты  и их  соли.

 

Знать и уметь записывать хим. св.-ва оксидов -как кислотных оксидов, уметь записывать ур.-р. хим. свойств серной кислоты разбавленной и концентриравонной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42-( П )

Задания разного уровня сложности

 

Компьютерная программа "Серная к.-та и её соли". Демонстрация хим. Свойств Н2SО4 и качеств. р. на SO42-. Образцы сульфатов

 

§ 22 до конца,
упр1 -3,
упр 4 - 6,

35

1

Практическая  работа №4 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Поисковая

Практикум

Парная

 

Уметь доказывать качественный состав серной к.-ты, практически  док-ть химические св.-ва, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществлять превращения( Т )

 

 

Работа № 4

36

1

Азот и его свойства

Поисковая

Проблем
ные задания

Группо
вая

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева:  азот.

Уметь составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоях( П ).

Сам.работа

Компьютерная программа "Азот. Оксиды азота".Дидактический материал "Азот и его соединения

§23, упр 1 - 5

37-38

2

Аммиак. Соли аммония.

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа

Групповая

 

Аммиак и его   свойства. Соли аммония.

 

 

Знать строение молекулы, основные хим. св-ва аммиака, гидроксида аммония( Р ), качественную реакцию на катион аммония( П )

Опрос

 

Компьютерная программа "Азот. Оксиды азота".

24, 25, упр 25, 56 с. 116, упр 1 - 6

39

1

.Практическая  работа № 5 « Получение, собирание и распознавание газов».

Поисковая

Практикум

Парная

 

Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие( П ). Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов( Т )

 

 

Пр. работа № 5

40

1

 Решение расчетных задач.

Поисковая

Практикум

Групповая

 

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Карточки, задания разного уровня сложности

Компьютерная программа "Азот. Оксиды азота".

Задания из пособия Артемовой Стесяковой.

41-42.

 

 

2

 

 

 

Азотная кислота и её соли. Оксиды азота.

Поисковая

Проблем
ные задания

Групповая

 

 

Азотная  кислота и её
свойства. Соли
азотной кислоты

Знать основные химические свойства HNO3(взаимодействие с металлами и неметаллами)( Р ), — уметь приводить примеры азотных удобрений( П ).

Упр 1

Компь
ютерная программа « Азот и его взаимодействие HNO3  с Ме, * качественное определение ионов NO3

§26,
ynp.2,4-7

43-44.

2

Фосфор и его соединения.

Объяснительно-иллюстративная

 

 

Рассказ, беседа

 

 

Групповая

 

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: фосфор. Соединения фосфора: оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и её соли.

 

 

Знать электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, хищнические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Уметь записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена( П ).

Сам. работа

Таблица «Круговорот азота и фосфора в природе»

§27,ynp. 1-5

 

45.

 

1

.Углерод, его физические и химические свойства

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, беседа

Групповая

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: углерод. Алмаз, графит- аллотропные видоизменения

 

 

Знать аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Уметь записывать окислительно — восстановительные реакции углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов( П ).

Сам. работа

Компьютерная программа « Углерод и его соединения»

§28,
упр. 1-5
упр. 6^,
упр. 8*^
* зд. 14.3, 14.6, 14.9

46.

 

1

Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо.

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Оксиды углерода: угарный и углекислый газ.

Уметь записывать уравнения реакций СО с кислородом, оксидами металлов, СО2 с водой и щелочами, получение.
( П )

Проверочная работа

Л.О.1.Получение, собирание и распознавание СО

§29до с.136
Ynp1-3

47.

1

Угольная кислота и её соли.

 

Объяснительно-иллюстративная

 

 

Рассказ, беседа

 

 

Групповая

Угольная кислота и её соли.

 

 

Знать важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты( П ). Уметь распознавать карбонаты с помощью качественных реакций
( Т )

Задания разного уровня сложности

Демонстрация: качественная реакция на ион CO32-

§29 до конца

 

48.

1

Практическая  работа № 6 «Решение эксперимент-альных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

 

Поисковая

Практикум

Парная

 

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П ).

 

 

Пр/р № 6

 

49.

1

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.

Поисковая

Проб
лем
ные зада
ния

Группо
вая

Хим. элементы главных подгрупп  П.С.Х.Э. Д И Менделеева: кремний. Кремниевая кислота и её соли.

Уметь составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Знать свойства, применение кремния и оксида кремния( Р ) .

Сам. работа

 

СД-«Кирилл и Мефодий»

§30,упр.4
упр. 1,2

50

1

 Решение расчетных задач.

Поисковая

Практикум

Групповая

 

Уметь вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции( П )

Карточки, задания разного уровня сложности

 

 

51-52.

2

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов».

Поисковая

Организация совместной деятельности

Пары переменного состава

 

Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ).

Задания разного уровня сложности

Карточки, задания разного уровня сложности

CD-XXI век

Осуществление переходов, решение задач и выполнение упражнений из сборника
Артёмовой О.Г.
Стесяковой М.В.

53

1

Контрольная работа
№3. « Неметаллы».