Тематическое планирование курса химии для 9класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника О.С.Габриелян «Химия 9 класс»,
Автор: Стесякова М.В.

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2005 г.). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебника О.С.Габриелян  «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2006.  Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством  образования и науки Российской Федерации»,  а также дополнительных пособий

для учителя: 1.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В. Яшукова «Химия 9 класс. Настольная книга для учителя», Дрофа. М., 2006;
2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова «Химия в тестах, задачах и упражнениях. 8-9 классы», М.: Дрофа, 2005;
3.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Изучаем химию в 9 классе: Дидактические материалы», М.: Блик плюс, 2004;
4.О.С.Габриелян, Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. «Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс», М.: Дрофа, 2006.

 для учащихся :
Энциклопедический словарь юного химика . (Сост. В.А.Крицман, В.В.Станцо.)-М.:Педагогика , 1990.
И.Г.Хомченко «сборник задач и упражнений по химии»(для средней школы) Москва,: Новая волна, 1999.
Настоящий календарно-тематический план  рассчитан на 2часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год, в том числе 4 часа для проведения контрольных работ по следующим темам: «Вводный контроль», «Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения» и 6 часов для проведения практических работ: « Осуществление цепочки химических превращений металлов», «Получение и свойства соединений металлов», «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода», «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода», «Получение, собирание и распознавание газов». Также программа предусматривает проведение лабораторных опытов в темах: «Металлы», «Неметаллы» и «Органические соединения» и проектную работу учащихся по темам, предложенным учителем. Предусмотренные в курсе химии основной школы темы-модули «Химия и экология», «Химия и сельское хозяйство» и «Химия и экология» в предлагаемой рабочей программе исключены.

Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:
        в 9 « А» классе социально- экономическойнаправленности предполагается обучение в объеме 68 часов ( 2  час. в неделю).
        в 9 « Б»классе математической направленности с профессиональной подготовкой по профессии « Оператор ЭВМ» предполагается обучение в
объеме 68 часов ( 2  час. в неделю).
        в 9 « Г» классе филологической направленности предполагается обучение в
объеме 68 часов ( 2  час. в неделю).
        в 9 « Ф» классе специализированном по футболу предполагается обучение в
объеме 68 часов ( 2  час. в неделю).

          ..                                                                                 
В соответствии с этим реализуется:
типовая программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна (Дрофа 2005).
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по химии и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в 9 « А», « Б», « Г», « Ф», классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Календарно-тематический    план предусматривает разные  варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
   • в 9 классе (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом.
         Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ:
- «Химия неметаллов» (разделы «кислород и сера», «азот и фосфор», «галогены»);
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
- Библиотека электронных наглядных пособий. Химия 8-11. ООО «Кирилл и Мефодий».

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9  класса (базовый уровень)
В результате изучения химии ученик должен
Знать/понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объём, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы(от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путём: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
В календарно-тематическом плане планируемые результаты продвинутого уровня  усвоения знаний выделены курсивом.