Тематическое планирование курса химии для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.С.Габриелян «Химия.10кл.» базовый уровень
Автор: Стесякова М.В.

Рабочая программа (34 ч) (3)

Тема 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 часов).
Цель: Создать условия для того, чтобы учащиеся:

  • получили систему знаний  в процессе изучения веществ, содержащих функциональные группы атомов и влиянии их на свойства веществ, сущности и значении водородной связи.
  • могли применять знания для объяснения химических свойств веществ на основе эксперимента, взаимное влияние в атомах спиртов и фенолов, карбоновых кислот, эфиров, углеводов, способов их получения
  • продолжилии развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач, при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в планировании и проведении экспериментов, описании и обобщении результатов наблюдений, представлении результатов наблюдений (учебно-познавательная, смыслопоисковая, коммуникативная, рефлексивная компетенции, тудовой выбор)

Спирты
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Объяснительно иллюстративная

Лекция м

Индивидуальная

Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи.
Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.

Знать: состав предельных одноатомных спиртов, их изомерию и номенклатуру, формулы представителей предельных одноатомных спиртов: метанол, этанол, получение этанола брожением глюкозы, гидратацией этилена. (Р).
Уметь составлять формулы спиртов, выделять функциональную группу, давать названия спиртам по номенклатуре ИЮПАК, объяснять влияние водородной связи на физические свойства спиртов,
записывать уравнения реакций получения этанола (П).

CD – «Кубышка»

Спирты
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

 

1

Поисковая, беседа, рассказ

Семинар-практикум

Групповая

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его следствия и предупреждение

Знать химические свойства спиртов: а)горение,
б)дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная),
в)реакция замещения,
г)реакция окисления,
д)реакция этерификации.
Состав простых эфиров (Р).
Уметь составлять уравнения соответствующих реакций (П). 3. Создание проекта «Алкоголизм, его следствия и предупреждение» (Т)

CD-Химия-21век.
Д: окисление спирта в альдегид.
Свойства этилового спирта.

 

Понятие о предельных многоатомных спиртах.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая, беседа, рассказ

Семинар-практикум

Групповая

Свойства глицерина.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов.

Знать состав многоатомных спиртов, молекулярную и структурную формулу глицерина, качественную реакцию на многоатомные спирты (П)..
Уметь проводить качественные реакции на многоатомные спирты (П).  

CD – «Кубышка»
Д:качественная реакция на многоатомные спирты

           

Каменный уголь. Фенол.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Организация совместной деятельности

Семинар

Групповая

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле. растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.

Знать о феноле как о представителе ароматических углеводородов ( Р )
Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола, орто- и пара-ориентирующее действие в бензольном кольце, уметь записывать уравнения реакций электрофильного замещения(П).

Д: коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»,
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественная реакция на фенол.

Альдегиды.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Объяснительно-иллюстра-
тивная

Лекция

Индивидуальная

Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Знать химические свойства альдегидов и кетонов, изомерию, способы получения. (Р)
Уметь записыать реакции окисления, качественные реакции на альдегиды, уметь осуществлять цепочки превращений (П)

CD-Химия-21век
Д: свойства формальдегида
качественные реакции на альдегиды:реакция«серебряного зеркала» и взаимодействие с гидроксидом меди (II) при нагревании

Карбоновые кислоты.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Поисковая

Проблемные задания

Парная

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе ее свойств

Знать строение молекул карбоновых кислот и
карбоксильной группы, классификацию кислот, записывать формулы  предельных одноосновных карбоновых кислот: муравьиной, уксусной (Р).
Уметь перечислять свойства карбоновых кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами, солями, записывать реакции этерификации (П).

CD-Химия-21век
Д: Свойства уксусной кислоты.

Высшие жирные кислоты.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой, олеиновой и линолевой.   

Знать: состав, молекулярные формулы высших предельных одноосновных карбоновых кислот на примере: стеариновой, пальмитиновой, состав, молекулярные и структурные формулы непредельных одноосновных карбоновых кислот на примере: олеиновой и линолевой (Р)
Уметь записывать формулы ВЖК, называть вещества (П).
Создание проекта «Альдегиды и карбоновые кислоты» (Т).          

Д: коллекция ВЖК

Сложные эфиры. Жиры.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе их свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств.

Знать состав, номенклатуру сложных эфиров, жиров (Р).
Уметь объяснять способы получения сложных эфиров реакцией этерефикации, химические свойства сложных эфиров:
а) гидролиз сложных эфиров,
б) гидролиз (омыление),
в) гидрирование жидких жиров.
г) применение жиров на основе свойств (П).

CD-Химия-21век
Д: Получение уксусно-этилового эфира
Свойства жиров

Углеводы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Объяснительноиллюстративная

Лекция

Индивидуальная

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакции поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.

Знать классификацию углеводов: моносахариды, дисахариды и полисахариды.
Номенклатуру углеводов: моносахариды (глюкоза, фруктоза); дисахариды (сахароза, лактоза и мальтоза); полисахариды ( крахмал, целлюлоза),
объяснять значения углеводов в живой природе и в жизни человека (Р).
Уметь составлять молекулярные формулы углеводов, записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства углеводов (гидролиз) (П/.
Проводить качественные реакции на крахмал (Т).

CD – «Кубышка» «Дидактический материал по химии».10кл –
работа 1, тема 8, вариант 1,2,3 (задание 1,2)
Л. Свойства крахмала         

Моносахариды.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе  свойств.        

Знать классификацию моносахаридов (глюкоза, фруктоза), состав, строение глюкозы (Р).
Уметь записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства глюкозы – вещества с двойственной функцией (П). Проводить качественные реакции на глюкозу (Т).     

CD – «Кубышка»
Л: Свойства глюкозы