Тематическое планирование курса химии для 10 класса (базовый уровень)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника О.С.Габриелян «Химия.10кл.» базовый уровень
Автор: Стесякова М.В.

Рабочая программа (34 ч) (2)

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов)

  • Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся:
  •  получили систему знаний  о многообразии углеводородов, их номенклатуре и изомерии, о пространственном строении органических соединений, их химическом взаимодействии, способах получения и применения.
  • могли применять знания для объяснения химических свойств углеводородов, способов их получения, взаимосвязи между классами углеводородов;
  • продолжили развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач, при осуществлении поиска химической информации и ее презентации в виде проекта;
  • приобрели практические навыки в планировании и проведении экспериментов, описании и обобщении результатов наблюдений, представлении результатов наблюдений (учебно-познавательная, коммуникативная, рефлексивная компетенции

Природный газ. Алканы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Проблемное изложение

Проблемная лекция

Индивидуальная

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

Знать природные источники углеводородов – природный газ, состав алканов, гомологический ряд предельных углеводородов (Р).
Уметь приводить примеры изомеров алканов, составлять формулы изомеров, называть их по международной номенклатуре ИЮПАК (П).

CD-Химия-21век
Модели молекул алканов

Алканы
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Поисковая

Проблемные задания, практикум

Групповая

Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе этих свойств.

Знать химические свойства алканов на примере метана, этана:
реакции горения, замещения, дегидрирования, основные способы получения (Р).
Уметь составлять уравнения соответствующих реакций (П).

CD – «Кубышка»

Алкены
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Объяснительно иллюстративная Демонстрация.

Лекция

Индивидуальная

Алкены: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов.
Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация.

Знать состав алкенов, гомологический ряд, гомологи, виды изомерии: структурная изомерия, изомерия положения кратной связи, химические свойства алкенов:
а) реакция дегидрирования.
б) реакция дегидратации.
в)реакция гидрирования.
г)реакция гидратации.
д) реакция галогенирования (Р).
Уметь составлять формулы изомеров алкенов, называть их по номенклатуре ИЮПАК,составлять уравнения соответствующих реакций (П).

CD-Химия-21век
Д: получение этилена реакцией дегидратации этанола.
Качественные реакции на кратную связь.
Модели молекул алкенов.

Алкены
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая

Семинар-практикeм

Групповая

Реакция полимеризации. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств.

Знать основные полимеры, пластмассы (Р) .
Уметь составлять уравнение реакции полимеризации на примере этилена (П).

CD – «Кубышка»
Д: коллекция образцов из полиэтилена
«Дидактический материал по химии».10кл –работа3.

Алкадиены. Каучуки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Поисковая

Семинар-практикум

Групповая

Понятие об углеводородах с двумя двойными связями.
Химические свойства бутадиена – 1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Резина

Знать состав алкадиенов (диеновые углеводороды), полимеры, каучуки (Р).
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкадиенов: а)реакция галогенирования,
б)реакция полимеризации (П).

Коллекция «Каучук и резина».
Д: Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность

Алкины.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Поисковая, беседа, рассказ

Семинар

Групповая

Отношение алкинов к раствору перманганата калия и бромной воде.
Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом.
Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Знать состав алкинов, формулу ацетилена, получение ацетилена, химические свойства алкинов на примере ацетилена:
а) реакция присоединения.
б) реакция горения.
в)реакция гидратации (реакция Кучерова) (Р).
Уметь: проводить качественные реакции на кратную связь(отношение к раствору перманганата калия и бромной воде), составлять уравнения соответствующих реакций (П).

CD-Химия-21век
Д: Получение ацетилена карбидным способом

Нефть и способы ее переработки.
Урок комплексного применения ЗУН учащимися

1

Организация совместной деятельности

Семинар

Групповая

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Знать природные источники углеводородов – нефть, способы ее переработки: фракционная перегонка, или ректификация (Р).
Уметь объяснять способы получения ректификационных газов, газолиновой фракции (бензин), лигроиновой, керасиновой фракции, дизельного топлива, мазута (П).

Коллекция
« Нефть и продукты ее переработки»

Арены. Бензол.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Объяснительно иллюстративная Демонстрация

Лекция

Индивидуальная

Получение бензола из гексана и ацетилена.
Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование.
Применение бензола на основе свойств

Знать формулу бензола, химические свойства:
а)реакция дегидрирования.
б) реакция галогенирования.
в)реакция нитрования (реакция Коновалова) (Р)
Уметь составлять уравнения соответствующих реакций (П).
Создание проекта «Углеводороды» (Т).

CD – «Кубышка»
Д: отношение бензола  к раствору перманганата калия и бромной воде.

Обобщение темы
«Углеводороды»
Урок закрепления знаний

2

Развивающее дифференцированное повторение

Семинар- тренинг

Групповая

Взаимосвязь между классами углеводородов.
Природные источники углеводородов: нефть, природный и попутные газы, уголь.

Знать:
1.  Классификацию углеводородов
а) алканы (метан, этан).
б) алкены (этилен).
в) алкадиены ( бутадиен – 1,3, изопрен).
г)алкины (ацетилен).
д) арены (бензол)
2. Гомологический ряд, гомологи углеводородов.
2. Номенклатуру углеводородов.
3 Изомерию - структурная изомерия, изомерия положения кратной связи.
3. Химические свойства углеводородов.
4. Природные источники углеводородов.
5. Применение углеводородов на основе свойств.
Уметь приводить примеры углеводородов, составлять формулы изомеров, называть вещества, составлять уравнения  реакций, отражающих свойства углеводородов (П).

CD – «Кубышка
Карточки, тесты, задания разного уровня сложности