Тематическое планирование курса экономики для 10 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории», 1-2 часть, 2004, методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть
Автор: Гуляева О.Л.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Экономика», автор И.В.Липсиц, 2002 года.
Настоящая рабочая программа по экономике для 10 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника C. И. Иванова «Основы экономической теории», 1-2 часть, 2004, методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть. А также дополнительных пособий:
для учителя
И.В. Липсиц  «Введение  в  экономику  и  бизнес», 1998 г.;
С.С. Носов «Основы  экономики», 2002 г.;
Савицкая; Т.О. Айман, «Защита  прав  потребителя»,2004 г.
—  для  учащихся:
И.Винокурова, «Основы  потребительских  знаний», 2001 г.;
Закон Российской  Федерации  «О  защите  прав  потребителей», 2004 г.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью лицейского образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения экономике:

  • Освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • Овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • Воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
  • Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

 На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний: по основам хозяйственной жизнедеятельности экономики, ограниченности экономических ресурсов, типах экономических систем, причинах и следствиях рыночного равновесия, роли денег в экономике и факторах формирования величины денежной массы, причинах и видах инфляции, экономической природе труда, социальных проблемах рынка труда.
  • Овладение способами деятельностей: приводить примеры различных экономических ситуаций, описывать действие экономических законов и их влияние на экономическое положение страны, общества и отдельных ее граждан, проводить взаимосвязь действия экономических механизмов, объяснять проблемы международной торговли.
  • Освоение компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков наблюдения экономического поведения общества. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания экономических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие формирование готовность использовать приобретенные знания, оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развитияэкономических процессов, открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Настоящий календарно-тематический план учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс:
10А класс – социально-экономической направленности,
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом экономической направленности 10А класса, календарно-тематический план предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа по экономике для общеобразовательных учреждений  И.В.Липсица в объеме 68 часов.
В том числе, для проведения

    • контрольных работ - 10 часов
    • практических работ  - 8 часов
    • лабораторных работ  - 6 часов
    • для создания проектов – 3 часов
    • для исследований- 5 часов.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по экономике и с учетом направленности 10А класса реализуются уровни: базисный, профильный (продвинутый).
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.