Элективный курс "За страницами учебника: решение нестандартных задач по общей химии"

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебных пособий: Артеменко А. И., Тикунова И. В. Органическая химия: Проб. учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений.-М.:Просвещение, -1992. -192 с.Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы.
Автор: Артёмова О.Г.

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану

               Настоящий календарно-тематический план разработан на основе     программы
«За страницами учебника: решение нестандартных задач по общей химии».                                                                                   
Автор:  Артёмова Ольга Германовна.

        Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебных пособий:
Артеменко А. И., Тикунова И. В. Органическая химия: Проб. учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений.-М.:Просвещение, -1992. -192 с.
Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. В 2-х томах.-М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1997-384 с.
Кузьменко Н.Е., Магдесеева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: Курс повышенной сложности с компьютерным приложением -М.: Просвещение, 1992. -191 с.
Холин Ю.В., Слета Л.А. Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов. – Харьков: Фолио, 1999.

А также дополнительных пособий:
для учителя
Потапов В.М. Органическая химия: Проб. учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. химии. -М.: Просвещение, -1992. -191 с.
для учащихся
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. -М.: Высшая школа, -1989. -253 с.
Энциклопедический словарь юного химика. /Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. -2-е изд., испр. -М.: Педагогика, 1990. -320 с.
Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств – М: Просвещение, 1987.
Холин Ю.В., Слета Л.А. 2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов. Харьков: Фолио, 2003.

В соответствии с  концепцией учебного плана, принятой в лицее, целью данного курса является:
-  научить видеть логику науки и на деле убедить в справедливости утверждения «Знание общих принципов заменяет знание частных фактов»;
-  систематизировать полученные знания, глубже понять сложные теоретические вопросы, научиться не только воспроизводить информацию, но и творчески ее применять;
-  сформировать у старшеклассников осознанное стремление к применению математических знаний на практике.

Структура программы состоит из 12 образовательных блоков:

  • Типы и методы решения задач;
  • Решение задач по теме: «Важнейшие понятия и законы химии »;
  • Решение задач по теме: «Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения»;
  • Решение задач по теме: «Химическая связь, строение и свойства молекул »;
  • Газы, жидкости и твёрдые вещества;
  • Изменение энергии в химических реакциях;
  • Химическая кинетика и катализ;
  • Химическое равновесие;
  • Растворы;
  • Электрохимическая диссоциация;
  • Окислительно-восстановительные реакции;
  • Итоговое занятие.

     Программа курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

     Логика освоения тем определяется задачами:

  • овладение навыками решения задач;
  • освоение способов решения задач;
  • изучение теории органической химии;
  • выявление сходства и различия;
  • умение видеть логику в составлении алгоритмов;
  • повышение интереса к предмету; 
  • развитие умений сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия;

Все образовательные блоки  не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют практический характер.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся по окончании всего курса.
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с учебными стандартами.

Правильное составление химических уравнений и практическое умение провести расчёт количеств реагентов и продуктов – два неотъемлемых аспекта в изучении химии.
В результате работы по программе ­­­­«За страницами учебника химии: решение задач по общей химии»  учащиеся
должны уметь:

  • Прогнозировать способы решения задач;
  • Описывать решение;
  • Наблюдать и изучать химические явления;
  • Обсуждать решение задач;
  • Применять математические знания при решении задач по химии.

Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний по органической химии.

        Наличие расчетных задач в курсе химии обосновано необходимостью привить будущим экологам, химикам-технологам, врачам навыки количественного расчёта и составления мотивированного проведения химических реакций на практике.
Задачи  такого уровня сложности обычно предлагают на вступительных экзаменах в вузы с повышенными требованиями по химии - химических, биологических, медицинских и других.

 С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме  ниже.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты информационно- методического обеспечения  процесса обучения.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Компьютерная обучающая программа “Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель”.
Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»