Пояснительная записка к календарно-тематическому плану
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы
«За страницами учебника: решение нестандартных задач по общей химии».
Автор: Артёмова Ольга Германовна.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебных пособий:
Артеменко А. И., Тикунова И. В. Органическая химия: Проб. учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений.-М.:Просвещение, -1992. -192 с.
Кузьменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. В 2-х томах.-М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1997-384 с.
Кузьменко Н.Е., Магдесеева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов: Курс повышенной сложности с компьютерным приложением -М.: Просвещение, 1992. -191 с.
Холин Ю.В., Слета Л.А. Репетитор по химии: Для школьников и абитуриентов. – Харьков: Фолио, 1999.
А также дополнительных пособий:
для учителя
Потапов В.М. Органическая химия: Проб. учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. химии. -М.: Просвещение, -1992. -191 с.
для учащихся
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. -М.: Высшая школа, -1989. -253 с.
Энциклопедический словарь юного химика. /Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. -2-е изд., испр. -М.: Педагогика, 1990. -320 с.
Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств – М: Просвещение, 1987.
Холин Ю.В., Слета Л.А. 2002 задачи по химии: Для выпускников и абитуриентов. Харьков: Фолио, 2003.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в лицее, целью данного курса является:
- научить видеть логику науки и на деле убедить в справедливости утверждения «Знание общих принципов заменяет знание частных фактов»;
- систематизировать полученные знания, глубже понять сложные теоретические вопросы, научиться не только воспроизводить информацию, но и творчески ее применять;
- сформировать у старшеклассников осознанное стремление к применению математических знаний на практике.
Структура программы состоит из 12 образовательных блоков:
- Типы и методы решения задач;
- Решение задач по теме: «Важнейшие понятия и законы химии »;
- Решение задач по теме: «Строение атома и периодический закон. Радиоактивные превращения»;
- Решение задач по теме: «Химическая связь, строение и свойства молекул »;
- Газы, жидкости и твёрдые вещества;
- Изменение энергии в химических реакциях;
- Химическая кинетика и катализ;
- Химическое равновесие;
- Растворы;
- Электрохимическая диссоциация;
- Окислительно-восстановительные реакции;
- Итоговое занятие.
Программа курса рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Логика освоения тем определяется задачами:
- овладение навыками решения задач;
- освоение способов решения задач;
- изучение теории органической химии;
- выявление сходства и различия;
- умение видеть логику в составлении алгоритмов;
- повышение интереса к предмету;
- развитие умений сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия;
Все образовательные блоки не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют практический характер.
Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки, которые проводятся по окончании всего курса.
Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с учебными стандартами.
Правильное составление химических уравнений и практическое умение провести расчёт количеств реагентов и продуктов – два неотъемлемых аспекта в изучении химии.
В результате работы по программе «За страницами учебника химии: решение задач по общей химии» учащиеся
должны уметь:
- Прогнозировать способы решения задач;
- Описывать решение;
- Наблюдать и изучать химические явления;
- Обсуждать решение задач;
- Применять математические знания при решении задач по химии.
Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний по органической химии.
Наличие расчетных задач в курсе химии обосновано необходимостью привить будущим экологам, химикам-технологам, врачам навыки количественного расчёта и составления мотивированного проведения химических реакций на практике.
Задачи такого уровня сложности обычно предлагают на вступительных экзаменах в вузы с повышенными требованиями по химии - химических, биологических, медицинских и других.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты информационно- методического обеспечения процесса обучения.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Компьютерная обучающая программа “Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель”.
Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»