Тематическое планирование курса экономики для 9 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа по экономике для 9 класса экономической направленности ориентировано на использование учебника И.В.Липсица «Экономика», 1-2 часть, 2003, методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть
Автор: Гуляева О.Л.

Пояснительная записка (2)

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе экономическогообразования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  экономики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений обэкономикебудет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления экономическихфактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д..
Доминирующей  технологией обучения является технология имитационного моделирования, также используются технологии проблемного обучения, технологии группового и коллективного обучения, элементы технологий интегрированного обучения.
Для лицейского образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме — планируемый результат)  определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
При профильном изучении  принципиально важная роль отведена в плане  участию лицеистов в проектной дея­тельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарны­ми приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы поз­навательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность характеризуется разноплановастью и многранностью: так по числу участников предусматриваются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы; по длительности - краткосрочные, среднесрочные и  длительные; по предметному содержанию выделяются монопредметные, межпредметные и надпредметные; по внешнему виду деятельности -информационные, творческие, исследовательские, практикоориентированные, практические и игровые.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творчес­кая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
При профильном изучении (предмет) в старшей школе осуществляется
переход от методики поурочного планирования к модульной системе организации учебного процесса. Модуль­ный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодо­леть традиционную логику изучения  (языкового) материала — от единичного к обще­му и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема  изучения   (языковых) процессов «всеобщее — общее—- единичное».
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностейпередавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис­пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан­ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано (умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности:
•   в 9А классе  дидактико-технологическое оснащение включает тестовые задания, задачами качественного характера, экономическими ситуациями под редакцией Равичева, Линькова, Иванова, Е.В.Савицкой; деловыми играми «Рынок», «Экона», «Банки».
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Экономика в лицах (портреты и жизненный путь известных экономистов)
  2. В мире конкуренции
  3. Основы экономической теории
  4. Экономика и право, 9 - 11 класс
  5. Энциклопедия Российского права (Федеральное законодательство по всем отраслям права)
  6. Деньги (энциклопедия Кирилла и Мефодия)
  7. Законы Российской Федерации
  8. ОПЭК
  9. Бизнес игры

Государственный и лицейский стандарт по экономике для 9 класса
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:

  1. смысл основных теоретических положений экономической науки;

основные экономические принципы функционирования се­мьи, фирмы, рынка и государства

  1. приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и кос­венных налогов
  2. описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, банковс­кую систему, рынок труда
  3. объяснять: экономические явления с помощью альтернатив­ной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины не­равенства доходов; роль минимальной оплаты труда; послед­ствия инфляции;
  4. сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  5. вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимо­сти от изменения формирующих его факторов, равновесную

цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские из­держки и прибыль, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инф­ляции, уровень безработицы;
•   применять для экономического анализа: кривые спроса и пред­ложения, графики изменений рыночной ситуации в резуль­тате изменения цен на факторы производства, товары-заме­нители и дополняющие товары;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. исполнения типичных экономических ролей;
  2. решения практических задач, связанных с жизненными си­туациями;
  3. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  4. оценки происходящих событий и поведения людей с эконо­мической точки зрения;
  5. осуществления самостоятельного поиска, анализа и исполь­зования экономической информации.

владеть компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.